Обзор за 7–11 февраля 2022 г.
Проснулся интерес к покупкам бензина. Собственно, это событие и выделяет текущую неделю от предшествующей. Начало недели не предвещало такого поворота. Сигналы о сокращении продаж бензина в розничном звене по-прежнему угнетали активность покупателя. Однако такое состояние рынка не могло продолжаться бесконечно долго. Потепление, пришедшее на неделе в центральные области страны, подает сигнал: зима закончилась. Пока еще оптовые цены на минимуме года, а приближающийся цикл плановых ремонтов НПЗ вот-вот сократит объемы предложений товара на бирже, для трейдера наступает время готовится к весеннему оживлению спроса.
На этих мотивах биржевые цены Аи92 по индексу REG подскочили за неделю на 1,9%, до 52450(+990) р/т, марки Аи95 (PRM) – на 1,1%, до 54780(+590) р/т.
Удорожание бензина отмечено в разной степени, но практически на всех НПЗ. Наиболее интенсивный рост пришелся на заводы, расположенные в европейской части РФ с высокой насыщенностью автопотока – это Москва, Рязань, Ярославль, Нижний Новгород, где темпы роста достигали 3-процентного показателя. В прогнозе поведения индексов в оставшиеся две недели февраля следует учитывать следующие факторы и сигналы. Первый – статистика предыдущего года дает следующие ориентиры: февраль 2021 года отметился ростом индексов REG, PRM на 2,5 – 3.5%/ То есть нынешний подскок на 1,1 — 1,9% наполовину выбрал показатель предыдущего года. Второе: неблагоприятный сигнал рынку поступил от состоявшегося в правительстве 10 февраля совещания, на котором согласованы параметры будущего демпфера. Официальные данные пока отсутствуют, но в РБК с ссылкой на двух источников, знакомых с корректировками, сообщают, что в правительстве «решили сохранить темп индексации в 2022 году, заложенный в Налоговом кодексе, — на 5,5%, до 55,2 тыс. руб». Если такая весть подтвердится официальными источниками, то угроза более интенсивного роста оптовых и розничных цен бензина примет реальные очертания.
Сгладить негативный эффект от 5-процентного роста оптовых цен, а наиболее тяжело на него реагируют независимые АЗС на Дальнем Востоке, дает сообщение Минэнерго о субсидировании перевозок: «3 февраля на Дальний Восток были направлены первые партии моторного топлива, стоимость доставки которого была просубсидирована государством». Согласно постановлению Правительства №2508 от 28.12.2021, субсидию получат не грузоотправители, как это было предусмотрено в предыдущем постановлении по ставке 2000 р/т, а непосредственно грузоперевозчики, ОАО «РЖД» по ставке 4000 р/т. Для исключения спекуляций на льготном тарифе постановлением закреплены 19 базисов отгрузки ВИНК, с которыми читатели сталкиваются ежедневно в ходе биржевых торгов.
Маржинальность АЗС остается пока на довольно приличном уровне. Такому положению способствует с одной стороны некоторый спад мелкооптовых цен, а с другой, хоть и незначительный, но рост розницы. Так, на подмосковных нефтебазах тонна марки Аи95 подешевела за февраль на 900 руб., до 57700 р/т, марки Аи92 – на 800 руб, до 55400 р/т, вследствие чего маржа московских АЗС задержалась на уровне 15-20% (6-9 р/л), чего не скажешь о дизельном топливе. Мелкооптовые цены на межсезонные сорта подорожали за февраль на 1000 руб (на 84 коп в пересчете на литр), а розничные всего на 10 коп. Маржа по дизелю опустилась к границе убыточности порядка 5% (или около 3,0 р/л). Если тенденция биржевых цен дизтоплива межсезонных и летних сортов не примет понижательного характера, то этот сегмент надолго останется убыточным для АЗС.
В оптовом сегменте дизельного топлива наблюдается традиционное для этого времени года снижение потребности и цен на зимние классы и встречное, пока еще не акцентированное, направление вверх летних сортов.
Зимнее топливо подешевело за неделю на 1,3%, до 62060(-830) р/т, а всего с начала года – на 8,8%(-5990 р/т). Наиболее интенсивный спад за неделю регистрируется на Перми (минус 6,5%), Сургуте (минус 5,3%), Киришах (минус 5,9%). Вместе с тем на Московском, Рязанском, Волгоградском заводах отмечается рост цен, что, вероятно, связано не столько с погодным фактором, сколько с неудовлетворенным спросом дизеля на этих базисах. Так, Волгоградский НПЗ сократил реализацию дизеля в феврале на 24% относительно января, Московский – на 20%, Рязанский – на 17%.
Межсезонное топливо подорожало за неделю на 1,2%, до 57620(+660) р/т, летние сорта – на 0,4%, до 56900(+250) р/т. Вероятно, тенденция неспешного и непрерывного продвижения индексов вверх сохранится и в последующие дни.
Продолжение получила тема борьбы с роботами. Опубликованный биржей новый тарификатор, согласно которому с первого марта предусмотрен штраф на участника в размере 5000 руб за каждую несостоявшуюся при норме 30 заявок, вызвал неодобрение в трейдерской среде. На возражения участников, направленные в адрес СПбМТСБ и регуляторов рынка, оперативно отреагировал лишь ЦБ РФ, заявив, что «не затрагивали тему изменения тарифов биржи, в том числе за сверхнормативное выставление заявок». Что же касается известного предписания от 20-09-2021 года, то в нем организаторам торговли Банком России совместно с ФАС даны лишь рекомендации, где в качестве критериев «недобросовестных практик» называются либо интервал времени менее одной секунды между заявками, поданных участниками торгов; либо одинаковый шаг цены по отношению к предыдущей заявке. Отдельно подчеркивается: «вопросы изменения платы за услуги биржи (тарифов), в том числе за сверхнормативное выставление заявок, в предписании Банка России не затрагивались». На данный момент неизвестно, как отреагирует СПбМТСБ на заявления трейдеров и регуляторов. Высказываются лишь предположения – вернут прежний тариф с нормой 30 холостых заявок и штрафе 1500 рублей за каждый сверхнормативный клик.