Биржа СПбМТСБ

Обзор за 24–28 января 2022 г.

На прошедшей неделе оптовые цены бензина наконец успокоились, рынок бензина вошел в зону сбалансированности. Нефтяные компании еще на предыдущей неделе слегка подрезали продажи и таким образом остановили наметившуюся просадку бензиновых индексов. В итоге индекс REG всю неделю держался на горизонтальной траектории в коридоре от 52100 до 52200 р/т при среднем значении 52160 р/т, индекс PRM – на среднем уровне 55490 р/т.

В феврале нефтяные компании традиционно сокращают первичную переработку сырья на 3,0-3,5%. Об этом свидетельствует статистика прошлых лет.

Вот и в этом феврале выпуск бензина, если следовать планам нефтяных компаний, опубликованным на сайте СПбМТСБ, будет сокращен относительно января на 2,5%, дизтоплива – на 4,6%.

Если же учесть увеличение рабочих дней с 16 в январе до 19 в феврале, то среднесуточные продажи топлива на бирже сократятся на   18-20% относительно января. Именно с этой целью в приведенной таблице представлены против обыкновения не суммарные месячные планы, а разбитые по рабочим дням. Практически все заводы за исключением Волгоградского НПЗ и ТАНЕКО сократят наполнение биржевого стакана против января. Наиболее заметны будут сокращения продаж бензина на базисах Уфимской группы – минус 27%, Ангарска – минус 28%, КИНЕФ – минус 15%.

Есть и еще одна новость. В СМИ пробились, пусть пока неофициальные, но довольно оптимистические новости о грядущей коррекции демпфера. Из неназванных источников величина индикативной цены бензина Аи92 будет понижена до 53900 р/т вместо плановой 55200 р/т, что соответствует 3-процентному приросту относительно 2021 года, а также коэффициент компенсации будет повышен с 0,68 до 0,83 от разницы между нетбэк и индикативной ценой. Дизельном демпфере индикативная цена сохранится на запланированном на 2022 год уровне 52250 р/т, а коэффициент компенсации будет повышен с 0,65 до 0,83 от дифференциала между нетбэк и индикативом.

Эффективность скорректированного бензинового демпфера проиллюстрирована на двух диаграммах. На первой из них демпфирующая надбавка производителям топлива в январе рассчитана по будущим параметрам демпфера. В этом варианте среднее значение субсидии за 15 дней января выросло почти вдвое, с 14000 р/т в декабре до 28000 р/т в январе. И этой величины достаточно, как следует из второй диаграммы, для компенсации экспортной выгоды производителей бензина. Расхождение между внутренней ценой бензина Аи92 и экспортной альтернативой, рассчитанной с учетом доплаты производителям, составило в среднем 4% или около 2000 р/т.

Что касается дизельного топлива, то действующие и будущие параметры демпфера, несмотря на существенный взлет демпферной надбавки, а ее величина подскочила с 9 тыс. р/т в декабре до 22 тыс. р/т в январе, недостаточны для эффективного подавления внутренних оптовых цен. Их уровень в январе составил величину порядка 57,7 тыс. р/т и вплотную подобрался к верхней планке (52500+10%) тыс. р/т, выше которой демпфер обнуляется. Сам расчет внутренних цен проведен по методике ФАС как средневзвешенное значение из трех составляющих – биржевых (EVR) индексов DTL, DTM, DTZ  В этом трио доминируют высокие как никогда цены зимних сортов. Они собственно и формируют высокий уровень внутренних цен. Так, биржевые индексы на летние и межсезонные сорта сложились к 28 января на уровнях 56-58 тыс. р/т, а зимних классов —  62 тыс. р/т. В этом заключается особенность зимнего периода.  К апрелю потребность в зимнем дизеле отпадет, индекс DTZ выпадет из формулы расчета внутренней цены. Но к этому времени подтянутся вверх индексы летнего дизеля.

Только за предыдущую неделю летний дизель подорожал на 3%, а за пока еще неполный январь – на все 12%, с 50400 до 56400 р/т. А эта цена, напомню, уже превышает индикативную (52250 р/т) на 4150 р/т или на 8,0%. С такими темпами, если регуляторы никак не отреагируют на ситуацию, дизельные цены в феврале могут упереться в потолок обнуления демпфера.

Нефтяные компании, естественно, не допустят такого финала, да и регуляторы что-нибудь подрегулируют. Могут индикатив приподнять, например, до 53250, как и было в первоначальном вариант от 2020 года или расширить вилку допустимого превышения внутренних цен над индикативом. Есть и более простой вариант – выдать бирже дополнительный объем дизеля, сбить ажиотаж и цену. Однако, судя по уже представленным планам на февраль, такой путь нефтяные компании не рассматривают, а регуляторы рынка особенно и не настаивают.

Смотрите также

Николай Шульгинов провел первое заседание Комитета Государственной Думы по энергетике в статусе его председателя.

В рамках рассмотрения вопроса о плане работы Комитета на осеннюю сессию, Николай Шульгинов обозначил ряд тем, которые станут приоритетными: это обсуждение проекта Энергетической Стратегии –

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26