Обзор за 17–21 января 2022 г.
Прошедшую неделю можно охарактеризовать коррекционной. Резкий рост оптовых цен на предшествующей неделе нельзя назвать характерным. Обычно всплеск столь мощной интенсивности наблюдается в предновогодние дни. Но они оказались вялыми. Не реализованный потенциал спроса перешел на первую неделю января и был, собственно, удовлетворен полностью. Более того, наметился откат оптовых цен от достигнутых в январе высот, но был срочно подавлен нефтяными компаниями, немедленно сократившими объемы предложений товара.
Среднесуточный объем реализации бензина Аи92 был сокращен при почти повсеместном урезании товара на 16%, с 26,2 до 22,1 тыс. тонн/сут. При этом наиболее активный спад показали одни из самых крупных производителей: Сургутский ЗСК сократил продажи в три раза, Салават НХК – в два с половиной, Самара, Рязань, КИНЕФ – в полтора раза. Здесь уместно будет привести сообщение argusmedia от 18 января: «Российские НК в I квартале намерены сократить мощности первичной переработки на 4,21 млн т, в то время как в IV квартале этот показатель составил 3,83 млн т. Около 60% данного объема придется на заводы «Роснефти»».
Биржевые объемы реализации бензина Аи95 сокращены за неделю на 10%, с 13,7 до 12,3 тыс. т/сут в основном за счет урезании поставок с заводов Уфы почти в четыре раза, Киришей – вдвое.
Надо напомнить также, что с 20 чисел каждого месяца нефтяные компании начинают реализовывать на бирже товар из уже февральских планов по загрузке НПЗ. Вот и на этой неделе мы видим спад продаж до 34 тыс. т/сут вместо 40 тыс. т/сут на первой неделе января. Вероятно, эти объемы сохранятся и на следующей недели, и в феврале.
Говорить о ценовых трендах февраля-марта пока преждевременно. Ясности нет. С равной вероятностью тренд может быть как растущим, так и убывающим. В нынешних обстоятельствах многое будет зависеть от решения регуляторов по корректировке демпфера. Текущая версия с повышением индикативной ценыАи92 до 55200 против 52300 р/т в 2021 году настраивает рынок на существенный рост оптовых цен. Пока же в этом вопросе ясности нет, хотя рынок, как следует из итогов первой торговой недели года, готовится к худшему, а надеется тем все-таки на лучшее.
В какой-то степени горькие плоды постновогоднего подскока оптовых цен уже ощутили на себе владельцы независимых АЗС. За биржевыми подскочили и мелкооптовые цены. На примере Володарской ЛПДС бензин марки Аи95 подорожал за январские дни на 8%, до 58600(+4500) р/т, Аи92 – на 7%, до 56200(+3900) р/т. На этом фоне маржинальность московских АЗС, продержавшись четыре недели на заоблачных высотах порядка 20-30%, понизилась до 15-20%. И это тоже хороший показатель, но, как показывает статистика прошлых лет, не долгий.
В дизельном сегменте вторую неделю подряд продолжается процесс замещения товарного парка летними и межсезонными сортами вместо уже теряющих свою актуальность и к тому же чрезвычайно дорогими зимними классами. При этом суммарные объемы реализации оставались на уровне предыдущей недели, около 49 тыс. т/сут.
Зимнее дизтопливо дешевело повсеместно. Наиболее интенсивно на 6-8% опустились цены на Московском НПЗ, Сургутском ЗСК, НОРСИ. Естественно, что процесс этот продолжится и к концу марта цены зимних классов приблизятся к ценам межсезонных и летних сортов, которые в свою очередь будут дорожать на растущем спросе. Они уже показали приличный прирост. Чуть ли не каждый день биржа регистрирует очередной антирекорд по этим видам. Индекс DTM подскочил с начала года на 9,3%, до 56560(+4800) р/т, индекс DTL — на 7,5%, до 54970(+3830) р/т. Темпы крайне высоки. Внешних и внутренних факторов, способных успокоить острую динамику не просматривается. Надежда возлагается на демпфер, но и здесь ясности пока нет.
На дорожающей нефти и негативном для внутреннего рынка влиянии налогового маневра образовался, как видно из приведенной выше диаграммы, огромный разрыв между внутренними ценами и экспортной альтернативой. Его величина достигает 18 тыс. р/т. Демпфер, согласно его предназначению, обязан будет эту разницу погасить за счет субсидий нефтяным компаниям, то есть доплатить производителям в среднем по 18 тыс. руб за каждую отгруженную на внутренний рынок тонну дизеля. В годовом исчислении размер субсидии может достигнуть величины порядка 720 млрд руб, Если же учесть и аналогичную проблему в бензиновом сегменте, где дифференциал между внутренней ценой и нетбэк за пока еще не полный январь составил 28 тыс. р/т, то суммарная годовая субсидия по демпферу взлетает к 1,5 трлн. руб. Естественно, Минфин такими суммами не располагает и не допустит. Ведутся расчеты и переговоры с нефтяными компаниями. Потому и нет пока решения по параметрам демпфера в 2022 году.
Кстати, по итогам 2021 года итоговая сумма субсидий по демпферу составила величину порядка 560 млрд. руб, в том числе 300 млрд р. по бензину и 260 млрд. р – по дизелю.