Обзор за 10–14 января 2022 г.
Первая неделя наступившего 2022 года отметилась бурным ростом спроса на моторное топливо и столь же мощным удорожанием биржевого продукта. Наиболее ярко этот процесс проявился в сегменте автобензина. За прошедшую пятидневку биржевые цены бензина Аи95 в первичном звене подорожали на 6,6%, до 55450 (+3410) р/т, бензина Аи92 – на 7,0%, до 52760(+3430) р/т. При этом, надо отметить, объемы реализации оставались на уровне декабря и не могли спровоцировать столь резкий разворот в поведении индексов.
Лидировали по темпам прироста на 6-7% преимущественно центральные НПЗ с относительно высокой плотностью автотранспорта, такие как Московский, Ярославский, Волгоградский НПЗ, НОРСИ. При этом признаки остывания спроса пока не просматриваются. Создавшаяся тенденция вероятно продолжится на будущей неделя, хотя и менее агрессивно. Выхватить как можно быстрее и больше товара покупатели связывают с неизбежностью масштабного подорожания оптовых цен, вызванного рядом факторов. Так, с 1 января 2022 года в рамках налогового маневра понижаются ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты через коэффициенты в их расчетных формулах. При этом выпадающие экспортные доходы правительство вынуждено компенсировать адекватным повышением внутренних цен через налог НДПИ на внутреннюю нефть и нефтепродукты. Собственно, в этом и заключается суть налогового маневра. Завершится он в 2024 году, когда пошлина как элемент внешнеторговых расчетов будет обнулена окончательно. Это первое что заботит участников рынка.
Во-вторых, нет ясности относительно бензинового демпфера. В прошлом году его слаживающий эффект, что называется, проявился в полный рост. Внутренние цены бензина демпфер удерживал на 20-25 тыс. руб. ниже, чем экспортная альтернативная цена. При этом, напомню, в расчет демпфера закладывалась, после корректировки в мае 2021 года, индикативная цена Аи92 на уровне 52300 р/т.
Новые параметры в формуле демпфера поднимают планку индикативной цены, а это собственно область в которой работает демпфер, до уровней 55200 р/т. То есть регуляторная политика правительства нацеливает рынок на рост оптовых цен в 2022 году на 5,5% относительно 2021 года. Забегая вперед, по дизельному топливу индикативная цена вырастет сна 3,1%, с 50700 до 52250 р/т. Собственно два этих обстоятельства и подогревают рынок моторного топлива в нынешние дни. В канун нового года ФАС дала надежду на стабилизацию рынка, сообщил КоммерсантЪ: «Есть предложение – сообщил глава ведомства М. Шаскольский — об увеличении объема продаж. По бензину, например, до 15%. Есть предложение зафиксировать тот уровень индикативной цены демпфера, который сейчас существует, и не изменять его на следующий год. Отклонения от этой цены снизить до 10%».
Однако предложение ФАС в правительстве урезали. Издательство Прайм с ссылкой на Минэнерго сообщает, 14 января был подписан совместный приказ, по которому норматив по бензину вырастет до 12% с 11%, по дизельному топливу — до 8,5% с 7,5% от общего объёма производства, а работа по изменению демпфера Минэнерго и Минфин завершат в «максимально короткий срок».
И, наконец, нефтяные котировки. Несмотря на ежемесячный прирост квоты на добычу нефти в рамках «ОПЕК +» на 400 тыс. барр/сут, нефтяные инвесторы волнуются, разгоняя нефть к новым максимумам. В нынешние дни баррель подобрался к трехлетнему доковидному максимуму 2018 года, к $86. Казалось бы – зима, ковид, омикрон, маски, карантины, спад коммуникационных связей должны были бы сократить потребность в энергоресурсах. Тем не менее мы видим обратную картину. Можно предположить, что, агрессивная в энергетике антиуглеродная пропаганда в пользу зеленых технологий пошатнула веру в будущее нефтяных гигантов, которые сокращают инвестиции в разведку и добычу новых месторождений. А этот тренд остро чувствуют опытные биржевые игроки, поднимая планку риска все выше и выше.
Розничные цены не спали в новогодние дни, хорошо погуляли. Росстат к моменту окончания праздничных дней фиксирует существенный подскок по всем товарным позициям.
В целом итоги 2021 года дают соизмеримые с годовой инфляцией 8,4% следующие показатели:
— бензин Аи95 подорожал в среднем по РФ на 8,4%, до 51,01 (+3,97) р/л;
— бензин Аи92 подорожал на 8,8%, до 47,11 (+3,83) р/л;
— дизельное топливо подорожало на 10,7%, до 53,94 (+5,20) р/л
Внутри страны разбег по удорожанию бензина довольно широкий, от 3-4% в Якутске и Майкопе до 10-19% в Крыму и Грозном.
В дизельном сегменте, как и в бензиновом, прослеживаются аналогичные процессы, но с некоторым разнообразием. Зимние классы прекратили восхождение вверх. Рынок насытился ими и остановился в сбалансированном состоянии на уровне 68310 р/т. Из 23 НПЗ, торгующих на бирже зимним дизелем, одна половина демонстрирует сокращение спроса и цен, а на другой половине, ориентированной на восточные территории РФ, спрос остается высоким и цены пока не отступают. При этом проснулся спрос на летние и межсезонные сорта, причем настолько мощный, что ценовые индексы выскочили за ранее установленные максимумы всех времен со дня начала биржевых торгов на СПбМТСБ. Индекс DTM подскочил за неделю на 6,8%, до 55270(+3510) р/т, индекс DTL – на 6,4%, до 54440(+3300) р/т. Обобщенный индекс цены дизельного топлива внутреннего рынка, рассчитанный по методике ФАС, достиг в январе величины 56940 р/т и почти на 10% превышает индикативную цену 52250 р/т, установленную на 2022 год. Граница обнуления демпфера близка, однако угроза обнуления демпфера будет отдаляться из-за снижения оптовых цен зимних классов, освобождая место для роста цен межсезонных и летних сортов.