Обзор за 24 — 28 октября 2022 г.
Тенденция спада бензиновых индексов на прошедшей неделе оставалась вот уже девятую неделю подряд в минорном для производителей настроении. Темпы спада, хоть и умеренные, пока не подают явных признаков остановки. Так, в сегменте Аи95 осредненные за неделю цены биржевых сделок в октябре сокращались от недели к неделе с темпами 2,1%, в сегменте Аи92 – 1,4%. Еще неделю назад предполагалось, что нефтяные компании сократят внутреннюю переработку для уравновешивания предложения со спросом, но не сложилось.
Опубликованные биржей планы нефтяных компаний по реализации топлива в ноябре, подали трейдерам сигнал — объемы предложений топлива не сократятся.
Делать закупки впрок, загружая нефтебазы дешевеющим товаром преждевременно, рассуждают трейдеры. Дно маячит где-то впереди, когда оно проявится, никто не знает. Именно эти соображения удерживают спрос на минимуме и, полагаю, бензин продолжат обновлять ценовые антирекорды.
Коррекцию планов на снижение реализации бензина в той или иной степени объявили 11 заводов (в их числе крупные – Самарская группа и Ярославский НПЗ). Ровно столько же заводов планируют повысить реализацию. В их числе оказались два крупных поставщика, завершившие плановые ремонты – это НОРСИ с планом увеличить продажи бензина на 60% и КИНЕФ – в три раза против сентября. В итоге суммарный план по реализации бензина в количестве 392 тыс. т повышен на 4,0%.
Следует отметить, что нефтяные компании не оставляют попыток как можно сильнее сократить наполнение рынка избыточным бензином и восстановить баланс по потреблению. Так, среднесуточные объемы выгрузки бензина на внутренний рынок сокращены в текущем октябре на 12% против октября 2021 года, но и этого оказалось недостаточно. Спрос в конечном звене провалился значительно глубже, перекос на рынке бензина остается без сигналов к выздоровлению.
Активно рушились мелкооптовые цены. Бензовозные партии на примере Володарской ЛПДС подешевели за сентябрь-октябрь на 20-25%, до уровней пандемийной блокады весны 2020 года: бензин Аи95 — до 42200 р/т, Аи92 – до 41600 р/т. На этом штормовом фоне розничные цены практически оставались неизменными, в результате чего доходность АЗС подскочила до невиданных ранее уровней порядка 55-65%. Выгоду от такого состояния извлекают в первую очередь владельцы независимых АЗС. Но и нефтяным компании не особенно страдают, если учесть, что из общего объема бензина, выгруженного на внутренний рынок, только 30-35% реализуется по биржевым ценам. К тому же демпфер, настроенный на оптовые цены, частично восполняет потери НК от высоких экспортных паритетов.
В дизельном сегменте, как и в бензиновом, явно наблюдается избыточность предложений над спросом. Суммарный по всем видам дизтоплива объем сделок достиг 64 тыс.т/сут, что можно признать своеобразным абсолютным рекордом прошлых лет. Этот показатель превышает аналогичный в октябре 2021 года на 33%.
Оборот с зимними классами ДТ составил 31тыс. т/сут против 20 тыс. т/сут в октябре 2021 года. Более чем полуторакратный рост продаж, вероятно, насытил обычно высокий на старте сезона спрос, в результате чего цены сделок откатились вниз к нынешним дням на 8,8%, до 67700(-6550) р/т. Этот уровень соответствует максимумам начала 2022 года. Относительно теплая погода нынешней осени может удержать индексы на установившихся уровнях 66000-68000 р/т или даже спровоцировать дальнейшее неглубокое снижение спроса и цен.
Вялый спрос на летние и межсезонные сорта также придавил вниз цены сделок. Межсезонные сорта подешевели за прошедшую неделю на 3,0%, до 53920(-1650) р/т. При этом наблюдается тотальный по НПЗ ценопад, что подает трейдерам сигнал не торопится с покупками, а продолжить давление на производителей.
Летний дизель, несмотря на разнонаправленность векторов цены по НПЗ, также подешевел за неделю на 2,0% до 53510 (-1070) р/т и, вероятно, будет дешеветь соразмерно с межсезонным, сохраняя традиционный дифференциал между ними величину порядка 1,5-2,0% или в абсолютных значениях от 700 до 1000 р/т.