Биржа СПбМТСБ

Обзор за 20–24 декабря 2021 г.

Вот и закончился биржевой год в секции нефтепродуктов. Впереди еще одна торговая сессия, но в целом уже можно подводить итоги 2021 года.

Первое, что следует отметить – значительно выросли объемы биржевой реализации моторного топлива в первичном звене. Среднесуточный показатель объема сделок по всему спектру нефтепродуктов увеличился на 14% или с 74 до 83 тыс. т/сут. Ниже представлена таблица, построенная по данным биржевого «Национального индекса», где в ежедневном режиме фиксируются объем сделок в тоннах и рублях, цена и количество сделок. Эти данные сведены в две таблицы. В первой представлены биржевые обороты в натуральных единицах, приведенные к среднесуточным показателям, во второй – средневзвешенные по году цены биржевых сделок, повторюсь, на первичном рынке.

Табл. 1
Табл. 2

Как следует из таблиц, биржевые обороты бензина выросли относительно 2020 года на 14% или по отдельным позициям на 10% (Аи92), 15%(Аи95). Столь мощное вливание товара на биржу соответствует по масштабу росту внутреннего потребления. Так, согласно данным ЦДУ ТЭК, объем выгрузки бензина за 51 неделю текущего года составил 34,9 млн. т, что на 12% превышает аналогичный показатель 2020 г.

Средние по году биржевые цены бензина на первичном рынке выросли в этом году до 53584 р/т, что на 2% выше индикативной цены, установленной с 1 мая на уровне 52300 р/т. В допустимый диапазон укладывается, но. тем не менее, темпы на редкость высоки. Здесь же наглядно видна и роль демпфера. При его отсутствии средняя по году цена Аи92, привязанная к нетбэку, составила бы величину порядка 67600 р/т, что почти на 14 тыс. р/т выше фактической.  Для достижения такого результата производители бензина получат согласно демпферу субсидий из бюджета на сумму порядка 300 млрд. руб.

Потребности внутреннего рынка в дизельном топливе выросли, как и на бензин, на те же 12%, до 40,8 млн. т. При этом биржевые обороты показали чуть выше результат, близкий к 15%. Тем не менее, в этом сегменте не все так радужно. Привлекает внимание слабый, не достаточный для беспроблемного наполнения рынка объем наполнения внутреннего рынка зимним дизтопливом. Так, если рост продаж летних и межсезонных сортов подскочил на 18-20%, то реализация зимних классов– всего лишь на 4%. И это притом, что спрос в том числе и на зимние классы повысился относительно предыдущего года на 12%. Проблемы образовались тут же. За октябрь-декабрь 2021 года зимние классы дизеля на фоне дефицита подрожали на 21%, установив антирекорд индекса DTZ всех времен на уровне, близком к 67000 р/т, а на 9 НПЗ из 25 этот показатель выскочил за 70 тыс. р/т. Как так получилось, непонятно. Можно лишь предположить, регуляторы рынка, отвлеченные проблемами, возникшими летом в бензиновом сегменте, прозевали, а потому и не успели найти способы удержания рынка зимнего ДТ в сбалансированном состоянии.

В целом, двузначный процентный рост биржевых цен на первый взгляд обескураживает. Однако такие темпы имеют под собой базовую основу. Это касается в первую очередь мощному удорожанию мировых цен на нефть, а также ежегодного утяжеления налогово-акцизного пресса на нефтяную отрасль. Так, котировки нефти марки Брент подорожали на $27,22 долларов, с $43,19 в 2020 году до $70,41, в 2021 г. На этом фоне экспортные паритетные цены автобензина подскочили на 70%. И в этом 70-процентном росте лежит не только удорожание нефти, но и снижение ставки в рамках налогового маневра экспортного налога на нефть и соответственно на нефтепродукты, привязанные к нефти, налог НДПИ, ставка которого увеличена в 2021 году на 20%, увеличение ставки акциза на бензин (плюс 510р/т) и на дизтопливо (плюс 353 р/т). Кстати, в наступающем 2022 году ставка НДПИ также подрастет на 17% (+428 р/т), ставки акцизов – на 4%. Единственным ограничителем сверху выступит, как и в нынешнем году демпфирующий механизм. По его параметрам на будущий год, несмотря на бурную дискуссию по этой теме, пока решения не принято. Но первые отклики уже попали в СМИ. Издательство «КоммерсантЪ» в выпуске от 24 декабря с ссылкой на руководителя ФАС М. Шаскольского цитирует его «Есть предложение зафиксировать тот уровень индикативной цены демпфера, который сейчас существует, и не изменять его на следующий год», а также «Отклонения от этой цены снизить до 10%» вместо 20-процентного интервала. Если это предложение найдет поддержку в Минэнерго и в среде ВИНК, то будущий год обещает быть более мягким в росте оптовых цен. К тому же и баррель, уже взобравшийся на 75-долларовую высоту, вряд ли сохраняет потенциал к продолжению его удорожания.

В сегменте авиакеросина нефтяные компании сократили поставки на 14% относительно предыдущего года и это притом, что потребности авиакомпаний после провального 2020 года подросли в среднем на 8%. Диспропорция, основанная на росте спроса при параллельном сокращении предложений, не могла не сказаться на поведении биржевых цен. Они и дали 40-процентный прирост биржевой цены следуя в русле нетбэк. Возвратный акциз по ставке 2800 р/т для авиакомпаний несколько сокращает их затраты на топливо, но его 6-процентный эффект при нынешнем масштабе удорожания, незначителен.

Потребности внутреннего рынка в мазуте сократились примерно на 7%, до 6,540 млн. т. Избыток товара нефтяные компании предложили бирже, вследствие чего обороты с мазутом выросли на 14%, а цены сделок с ним следовали насколько это возможно по паритету с нетбэк. Среднегодовая цена на фоне подорожавшей нефти подскочила более чем в два раза, до 24305 р/т (+ 128%).

Лидером по росту продаж стал в 2021 году сегмент сжиженных углеводородных газов, СУГ. Объем реализации увеличен без малого в полтора раза. При этом емкость внутреннего рынка, порядка 4,1 млн. т, не возросла и не сократилась относительно 2020 года. Следовательно, к биржевым закупкам подключились крупные потребители, допускаю, из числа компаний, связанных или подотчетных ВИНКам.

Ценовая динамика с фазами острых, до 60%, взлетов и таких же резких падений отображают поведение нетбэк. Объем экспорта СУГ соизмерим с емкостью внутреннего рынка.  Сгладить или даже снизить остроту ценовых пиков мог бы демпфер. Тема демпфера актуальна, особенно в части правительственной программы газификации автомобильного транспорта, но пока практических шагов в этом направлении не видно.

Тема розничных цен присутствует практически во всех еженедельниках. За прошедшую неделю мало что изменилось. Приходится лишь констатировать, что «Росстат за прошедшую неделю вновь, вот уж тринадцатую неделю подряд, регистрирует удорожание средней по РФ цене бензина на 140-12 коп, дизтоплива – на 17 коп.».

По состоянию на 20 декабря динамика роста характеризуется следующими показателями:

— бензин марки Аи98 подорожал на 10,4%, до 59,12 (+5,57) р/л;

— бензин марки Аи95 подорожал на 8,4%, до 50,94 (+3,96) р/л;

— бензин марки Аи92 подорожал на 8,9%, до 47,06 (+3,83) р/л;

— дизельное топливо подорожало на 10,5%, до 53,81 (+5,13) р/л;

В предыдущие два года, и в пандемийном 2020, и в пост пандемийном 2019 годах динамика роста не превышала 2,5-2,7%. Так в открытой экономике реагирует рынок на изломе нефтяных цен от $40 до $70 долларов за баррель. Будущий, надеемся и загадываем желание, вернется 3-4-процентному показателю.

Смотрите также

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26