Биржа СПбМТСБ

Обзор за 17 — 21 октября 2022 г.

Бензин продолжает дешеветь и даже отскок, случившийся в середине прошедшей недели, оказался лишь маленькая кочкой на ниспадающей траектории ценовых индексов. За прошедшую неделю средневзвешенная цена марки Аи95 просела на 1,7%, до 38240(-670) р/т, марки Аи92 – на 3,1%, до 36170(-1140) р/т, обновив абсолютные минимумы, начиная с пандемийной весны 2020 года. При этом нельзя не заметить, что темпы снижения замедляются.

Так, если в сентябре шаг спада биржевых цен в среднем за торговую сессию составлял примерно 300 р/т по марке Аи92 и 500 р/т – по марке Аи95, то в октябре эти показатели сократились вдвое. Нам неизвестны пока планы нефтяных компаний по загрузке сырьем заводов в ноябре, но даже при нынешнем, и довольно высоком, объеме продаж, рынок бензина приближается, похоже, к некому равновесному состоянию. Во-первых, нефтяным компаниям все-таки удалось к нынешним дням сократить отгрузку автобензина на внутренний рынок до минимума, начиная с января прошлого 2021 года. Нынешний объем выгрузки на 25% ниже аналогичного показателя 2021 года. К тому же улучшается индекс потребительской активности. За 17 дней октября его уровень подскочил на 5% вверх. Оба этих фактора способны, полагаю, удержать бензиновые индексы на плаву.

В сегменте дизельного топлива спрос все более активно смещается в сторону зимних классов. Объем реализации зимнего топлива вырос относительно предшествующей недели на 18%, до 33,4 тыс. т/сут против 28,4 тыс. т неделей ранее, а к обороту год (15 тыс. т/сут) – на все 75%.  В общем обороте доля зимних классов достигла 56%, что близко к историческим максимумам.  Объемы предложений достаточно полно отвечает спросу, но и без избытка. В первую тройку по объему продаж с суммарной долей 46% попадают: ТАНЕКО – 19%, Сургут – 17%, Ангарск – 10%.

Средняя цена сделок с зимними классами отскочила за неделю вверх на 2,7%, до 68000(+1780) р/т и, вероятно до декабря останется на уровнях, близких к этому значению. Приведенная ниже таблица свидетельствует о разнонаправленном по заводам движении цен, что дает основание предположить о наступлении некоего баланса. Его, конечно, могут сдвинуть нефтяные компании в ту или иную строну, но при уровне сделок в объеме порядка 27 тыс. т/сут, рынок зимнего дизтоплива сохранит, полагаю, устойчивое равновесие, хотя не исключено влияние климатического фактора. Налетевшие морозы могут подтолкнуть вверх спрос на морозостойкое топливо, а вместе с ним цены.

Спрос на зимние классы отвлекает покупателей от летних и даже межсезонных сортов. Особенно резко, на 13% сократился спрос на летние сорта, с 13,3 до 11,7 тыс. т/сут. На этом фоне цена сделок подсела за неделю на 2,1%, до 54580(-1180) р/т.

В сегменте межсезонных сортов появилось на бирже почти забытое белорусское топливо. Отлученные, как и Россия, от экспорта в страны ЕС и Украину белорусские заводы в Полоцке и Мозыре приступили к поставкам топлива на российский рынок.

Для этой цели были организованы три дополнительных базиса отгрузки и формирования цены: из Новополоцка — на БП (б.т.ц.) Смоленск и БП (б.т.ц. Великие Луки, а из Мозыря — на  БП (б.т.ц.) Брянск.  В качестве контроллера поставки выбрана государственная компания АО «ВО «Промсырьеимпорт». 10 октября пошли первые сделки с топливом ДТ сорта F. На указанных базисах за две недели реализовано суммарно 8,28 тыс. тон, в том числе на Брянске – 960 т, Великих Луках – 1260 т, Смоленске – 6060 т. Доля белорусского дизеля невысока, около 6%. Повлиять на рынок в целом с такими ресурсами вряд ли удастся, если учесть, что первая четверка лидеров – Волгоград (18%), Уфа (14%), Пермь (12%) и Рязань (10%) держат суммарно долю 54%.

Смотрите также

Cокращение добычи нефти во втором квартале 2024 г.

Правительство России направило нефтяным компаниям директиву сократить добычу нефти во втором квартале, чтобы обеспечить достижение целевого показателя добычи в 9 миллионов баррелей в сутки к

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26