Обзор за 10 — 14 октября 2022 г.
Прошедшая неделя по своему характеру поведения биржевого рынка повторяет предыдущую. Также, как и неделей ранее сделки с бензином продолжают дешеветь и конца этому процессу пока не видно. Да и причина сформировавшегося еще в апреле кризиса в этом сегменте пока никуда не делась – спрос на нуле, о чем свидетельствует диаграмма индекса потребительской активности, представленная в предыдущем обзоре, а поступления товара на внутренний рынок продолжают оставаться на максимумах. Так, в сентябре на внутренний рынок по данным ЖД-экспедиторов выгружено автобензина в количестве 228 тыс. тонн, годом ранее
за такой же срок. Совокупность этих двух тенденций и угнетает оптовые цены бензина. На этом фоне индекс REG просел прошедшей неделе вниз еще на 1,6%, до 37310(-590) р/т, индекс PRM – на 2,2%, до 37910(-890) р/т.
В сентябре нефтяным компаниям урезаны субсидии по скорректированному демпферу. Средняя величина экспортного паритета (нетбэк) марки Аи92 в российских портах на балтийском побережье, рассчитанного с учетом нефтяной скидки, скорректировалась вниз почти на 20 тыс. р/т, до 60487 р/т, вместо 79204 месяцем ранее, что понизило субсидию по бензину за сентябрь без малого в шесть раз, с 40,2 млрд. руб в августе до 6,9 млрд руб., — в сентябре.
Средняя за сентябрь величина нефтяной скидки составила величину порядка $21/барр, хотя еще в январе и феврале 2022 года российская нефть торговалась в портах Северо-западной Европы с премией $10-16/барр. Ниже представлена таблица дисконта, рассчитанная как разница между ценами марки Юралс, публикуемыми на сайте Минэкономразвития и осредненной величины нефтяных фьючерсов на сайте лондонской биржи ICE.
Под всеобщее уныние биржевых трейдеров попал и сегмент дизельного топлива, хотя нужно признать тот факт, что на старте продаж зимних сортов цены неоправданно высоко были взвинчены. По мере насыщения спроса, а к торгам подключились почти все НПЗ, ажиотаж в этом звене успокоился. Индекс DTZ за неделю просел на 4,8%, до 66230(-3320) р/т, а всего, начиная с 1 октября, ушел от локального максимума на 8000 р/т вниз.
Тенденция опережающего спада спроса над объемами предложений перекинулась, хоть и в уменьшенном масштабе и на оставшиеся летние и межсезонные сорта. Индекс DTM подешевел за неделю на 1,3%, до 56020(-720) р/т, индекс DTL — на 0,4%до 55760(-250) р/т. Незначительный потенциал снижения сохраняется.
А вот зимние классы, похоже, исчерпали потенциал. Цены биржевых сделок подходят к уровням, от которых можно ожидать в ноябре возврата к повышательной тенденции.
В эти же дни, дизтопливо на АЗС, как следует из еженедельного мониторинга РОССТАТ, дорожало с темпами примерно по 0,07 р/л в среднем по РФ за неделю. По состоянию на 10 октября обновлен абсолютный максимум цены – 55,11 р/л, против 55,04 р/л, зарегистрированный в марте 2022 года. Повышательная тенденция регистрируется по всей стране, за исключением Крыма, Волгограда, Омска, Кирова, Республики Коми. Наиболее интенсивный рост, на 3- 6% (плюс 2-3 руб/л), зарегистрирован, что вполне ожидаемо, в Тюмени, Чукотке, Камчатке, Магадане, Бурятии. По уровню цены лидируют: Амурская область – 70,04 р/л, Магаданская – 69,56 р/л, Забайкальский край – 67,55 р/л. Замыкают таблицу из 85 субъектов РФ: Чеченская Республика – 49,46 р/л, Северная Осетия – 50,73 р/л, Кабардино-Балкария – 51,48 р/л.