Обзор за 3 – 7 октября 2022 г.
Рынок бензина продолжает испытывать пресс от избытка товара, поступающего на внутренний рынок при убывающем по сезону спросе. Биржевые торги довольно отчетливо регистрирует это явление. Вот и на прошедшей неделе торги бензином начались с довольно энергичного понижения ценовых индексов и лишь в конце её падение слегка приостановилось на ряде НПЗ.
По итогам недели индекс REG понизился на 4,4%, до 37900(-1750) р/т, не дотянув до локального «дна» с показателем 36 520 р/т, а вот индекс PRM понизился за неделю на 3,8%, до 39800(-1550) р/т и таким образом пробил предыдущее «дно» с показателем 40280 р/т.
Более низкие цены наблюдались лишь в пору разбушевавшейся пандемии, когда в апреле 2020 года активная жизнь в стране почти что замерла, когда 75-80% населения самоизолировались, многие производственные предприятия остановились, а транспорт оказался не нужным. Для восстановления баланса нефтяные компании в те дни пошли на радикальные меры и за три недели сократили поставки бензина на внутренний рынок с 65 до 40 тыс. /сут. Как результат, индексы бензина довольно быстро отскочили ото «дна» на 30% вверх.
В нынешней ситуации на внутренний рынок поступает в среднем около 70 тыс. т/сут, что намного больше, чем перед кризисом 2020 года. В этой связи нет сомнения, что до тех пор, пока нефтяные компании не обуздают этот поток до уровней хотя бы 50-60 тыс. т/сут, ценовые индексы бензина продолжат снижение.
Избыток предложений бензина на внутреннем рынке столкнулся с чрезвычайно интенсивным встречным падением спроса на него в конечном звене. На диаграмме, представленной ниже, приведены два графика, изображающие динамику индекса потребительской активности (ИПА) в 2021 и 2022 г. Сам Индекс ИПА рассчитывается ежедневно аналитиками Сбербанка в виде количества совершенных покупок жителями страны, отнесенных к количеству покупок в самом активном в году дню, приходящемуся на 30 декабря. Так вот, при общей из года в год схожести графиков, явно наблюдается провал потребительской активности, начиная с середины марта. При этом дальнейшее расхождение графиков лишь только расширяется и к началу октября 2022 года количество покупок сократилось на 25% относительно аналогичного показателя 2021 года. Сопоставление графиков также дает подсказку, что потребительская активность продолжит снижение до середины ноября, а возможно и до декабрьских предновогодних дней. Так что, нефтяным компаниям следует безотлагательно скорректировать свои планы по выпуску бензина в соответствие с реальным спросом на него.
Дизельный сегмент в меньшей мере, чем бензиновый зависим от количества личного автотранспорта, а потому не испытывает столь масштабных проблем. К тому же почти неугасающий экспорт, несмотря на кучу санкций, поддерживает внутренний рынок в довольно устойчивом равновесном состоянии.
Вспыхнувшие в сентябре цены на зимние сорта топлива подтянули за собой и летние сорта. Однако по мере насыщения спроса в связи с выходом на реализацию зимнего дизеля всех 19 активных НПЗ, цены сделок с ДТзим развернулись к снижению, подешевев от максимума на 6,8%, до 69540(-5,060) р/т. Наиболее активно дешевели бывшие лидеры роста, а именно: НОРСИ – минус 9,6%, Самарская группа – минус 4,7%, ТАНЕКО – минус 4,6%, ТАИФ – минус 3,6%. Есть потенциал дальнейшего снижения? Судя по настроению трейдеров, вероятно есть и будет продолжаться, но недолго и не глубоко. До первых морозов, пришедших на европейскую равнину, а за ними вернется и повышательный тренд до уровней на 5-7%, а то и 10%, превышающих максимумы (68000 р/т) предыдущей зимы, то есть. вернутся к уровням, от которых отскочили, к 75000 р/т.
Скорректировались вниз вслед за зимним топливом цены летних и межсезонных сортов. Летние сорта подешевели от сентябрьского локального максимума на 3,3%, до 56000(-1890) р/т, межсезонные – на 7,4%, до 56740(-4560) р/т. Уровни цен практически слились, что объясняется и слиянием их физических свойств, поскольку с первого октября Транснефть традиционно принимает в трубу летний дизель с улучшенными по морозостойкости, а точнее показателем межсезонного сорта Е, с температурой фильтруемости (применимости) не ниже. Чем минус 15°С.
Из других новостей:
Политики на неделе яростно обсуждают решение ОПЕК+ о сокращении «в свете неопределенности, связанной с перспективами мировой экономики и рынка нефти, из-за необходимости улучшить долгосрочные прогнозы для рынка нефти, а также в соответствии с успешным подходом к упреждающим действиям, который последовательно применялся странами-участницами» добычи нефти с ноября на 2 млн. барр/сут.
Эта новость вызвала шквал комментариев, которые сводились в основном к прогнозу удорожания барреля чуть ли не $120. Однако не воспринимается всерьез тот факт, что базой отсчета на 2 млн. принят август 2022 года, а реально установленные ОПЕК+ квоты на ноябрь и декабрь совпадают с квотами октября – 26,689 млн. барр/сут и практически совпадают с квотами сентября – 26,753 млн. барр/сут. На таких параметрах квот средняя по сентябрю цена марки Брент составила $90/бар.
Вероятно, этот уровень сохранится и в ноябре, и декабре. Нет доказательств утверждать иное поведение мировых цен на нефть. Что касается нынешнего подскока до $97/барр, то он обусловлен скорее эмоциональным состоянием биржевых игроков нефтяного рынка, чем реальным спросом на угасающей по сезону мировой спрос. Хорошо бы удержать цены на уровне хотя бы не ниже 70-80 долларов за баррель.