Биржа СПбМТСБ

Обзор за 3 – 7 октября 2022 г.

Рынок бензина продолжает испытывать пресс от избытка товара, поступающего на внутренний рынок при убывающем по сезону спросе. Биржевые торги довольно отчетливо регистрирует это явление. Вот и на прошедшей неделе торги бензином начались с довольно энергичного понижения ценовых индексов и лишь в конце её падение слегка приостановилось на ряде НПЗ.

По итогам недели индекс REG понизился на 4,4%, до 37900(-1750) р/т, не дотянув до локального «дна» с показателем 36 520 р/т, а вот индекс PRM понизился за неделю на 3,8%, до 39800(-1550) р/т и таким образом пробил предыдущее «дно» с показателем 40280 р/т.

Более низкие цены наблюдались лишь в пору разбушевавшейся пандемии, когда в апреле 2020 года активная жизнь в стране почти что замерла, когда 75-80% населения самоизолировались, многие производственные предприятия остановились, а транспорт оказался не нужным. Для восстановления баланса нефтяные компании в те дни пошли на радикальные меры и за три недели сократили поставки бензина на внутренний рынок с 65 до 40 тыс. /сут. Как результат, индексы бензина довольно быстро отскочили ото «дна» на 30% вверх.

В нынешней ситуации на внутренний рынок поступает в среднем около 70 тыс. т/сут, что намного больше, чем перед кризисом 2020 года.  В этой связи нет сомнения, что до тех пор, пока нефтяные компании не обуздают этот поток до уровней хотя бы 50-60 тыс. т/сут, ценовые индексы бензина продолжат снижение.

Избыток предложений бензина на внутреннем рынке столкнулся с чрезвычайно интенсивным встречным падением спроса на него в конечном звене. На диаграмме, представленной ниже, приведены два графика, изображающие динамику индекса потребительской активности (ИПА) в 2021 и 2022 г. Сам Индекс ИПА рассчитывается ежедневно аналитиками Сбербанка в виде количества совершенных покупок жителями страны, отнесенных к количеству покупок в самом активном в году дню, приходящемуся на 30 декабря. Так вот, при общей из года в год схожести графиков, явно наблюдается провал потребительской активности, начиная с середины марта. При этом дальнейшее расхождение графиков лишь только расширяется и к началу октября 2022 года количество покупок сократилось на 25% относительно аналогичного показателя 2021 года. Сопоставление графиков также дает подсказку, что потребительская активность продолжит снижение до середины ноября, а возможно и до декабрьских предновогодних дней. Так что, нефтяным компаниям следует безотлагательно скорректировать свои планы по выпуску бензина в соответствие с реальным спросом на него.

Дизельный сегмент в меньшей мере, чем бензиновый зависим от количества личного автотранспорта, а потому не испытывает столь масштабных проблем. К тому же почти неугасающий экспорт, несмотря на кучу санкций, поддерживает внутренний рынок в довольно устойчивом равновесном состоянии.

Вспыхнувшие в сентябре цены на зимние сорта топлива подтянули за собой и летние сорта. Однако по мере насыщения спроса в связи с выходом на реализацию зимнего дизеля всех 19 активных НПЗ, цены сделок с ДТзим развернулись к снижению, подешевев от максимума на 6,8%, до 69540(-5,060) р/т. Наиболее активно дешевели бывшие лидеры роста, а именно: НОРСИ – минус 9,6%, Самарская группа – минус 4,7%, ТАНЕКО – минус 4,6%, ТАИФ – минус 3,6%. Есть потенциал дальнейшего снижения? Судя по настроению трейдеров, вероятно есть и будет продолжаться, но недолго и не глубоко. До первых морозов, пришедших на европейскую равнину, а за ними вернется и повышательный тренд до уровней на 5-7%, а то и 10%, превышающих максимумы (68000 р/т) предыдущей зимы, то есть. вернутся к уровням, от которых отскочили, к 75000 р/т.

Скорректировались вниз вслед за зимним топливом цены летних и межсезонных сортов. Летние сорта подешевели от сентябрьского локального максимума на 3,3%, до 56000(-1890) р/т, межсезонные – на 7,4%, до 56740(-4560) р/т. Уровни цен практически слились, что объясняется и слиянием их физических свойств, поскольку с первого октября Транснефть традиционно принимает в трубу летний дизель с улучшенными по морозостойкости, а точнее показателем межсезонного сорта Е, с температурой фильтруемости (применимости) не ниже. Чем минус 15°С.

Из других новостей:

Политики на неделе яростно обсуждают решение ОПЕК+ о сокращении «в свете неопределенности, связанной с перспективами мировой экономики и рынка нефти, из-за необходимости улучшить долгосрочные прогнозы для рынка нефти, а также в соответствии с успешным подходом к упреждающим действиям, который последовательно применялся странами-участницами» добычи нефти с ноября на 2 млн. барр/сут.

Эта новость вызвала шквал комментариев, которые сводились в основном к прогнозу удорожания барреля чуть ли не $120. Однако не воспринимается всерьез тот факт, что базой отсчета на 2 млн. принят август 2022 года, а реально установленные ОПЕК+ квоты на ноябрь и декабрь совпадают с квотами октября – 26,689 млн. барр/сут и практически совпадают с квотами сентября – 26,753 млн. барр/сут. На таких параметрах квот средняя по сентябрю цена марки Брент составила $90/бар.

Вероятно, этот уровень сохранится и в ноябре, и декабре. Нет доказательств утверждать иное поведение мировых цен на нефть. Что касается нынешнего подскока до $97/барр, то он обусловлен скорее эмоциональным состоянием биржевых игроков нефтяного рынка, чем реальным спросом на угасающей по сезону мировой спрос. Хорошо бы удержать цены на уровне хотя бы не ниже 70-80 долларов за баррель.

Смотрите также

Cокращение добычи нефти во втором квартале 2024 г.

Правительство России направило нефтяным компаниям директиву сократить добычу нефти во втором квартале, чтобы обеспечить достижение целевого показателя добычи в 9 миллионов баррелей в сутки к

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26