Биржа СПбМТСБ

Обзор за 26– 30 сентября 2022 г.

Прошедшая неделя не внесла ясности в вопрос о дальнейшем поведении рынка бензина. Сформировавшийся с первых дней сентября избыток предложений бензина и убывающий спрос в конечном звене обрушили ценовые индексы до уровней, близких к абсолютным годовым минимумам. Индекс PRM просел за неделю на 4,4%, а в целом за сентябрь на 21%, до 41360 (-11160) р/т, индекс REG – за неделю на 5,0%, а начиная с 1 сентября – на 14%, до 39650(-6640) р/т).

Тенденция спада охватила все НПЗ и нет уверенности в том, что после двухдневного незначительного отскока вверх, рынок вновь не полетит вниз.

Вместе с тем, нефтяные компании не особенно и страдают от кризиса перепроизводства бензина, чем собственно и объясняется их довольно сдержанная реакция на биржевой спад. Во-первых, НПЗ получают достаточно высокую, порядка 500 млрд. руб за первые 9 месяцев 2022 года, субсидию по бензиновому демпферу и около 800 млрд руб – по дизельному топливу.  Что касается доходности ВИНК, то она зависит не столько от оптовых цен топлива, сколько от розничных, поскольку определяется дифференциалом между себестоимостью полного цикла превращения сырья в товар и цены товара на АЗС. Топливо на розничных сетях, конечно же, не дешевеет, хотя, надо отметить, и не особенно в этом году и дорожает. Так, литр бензина к нынешней дате подорожал в среднем по России в годовом исчислении на 2,9-3,2% (на 1,3-1,6 р/л), дизельное топливо – на 8,5% (+4,29) р/л. И эти значения вполне укладываются в вилку прогноза по инфляции на этот год в пределах 12-15%.

В сегменте дизельного топлива полным ходом идет перестройка рынка на морозостойкие сорта. Доля сделок с летним дизелем уменьшилась от общего оборота с 85% в начале сентября до 40%, в конце. Остальные 60% поделили межсезонные – 25% и зимние – 34%. К началу ноября, если следовать прошлогодней статистике, доля реализации зимних сортов возрастет до 45%, межсезонных – до 32%, а летних — сократится до 23%.

Объем продаж, если и не максимуме года, то довольно высокий, около 54 тыс. т/сут. что превышает аналогичный показатель прошлого года более чем на 25%.  А вот темпы удорожания зимних классов значительно опережают прошлогодние. Наблюдается явное смещение спроса в сторону зимних морозостойких классов, что и стало мотором роста цен. К торгам зимними классами на этой недели подключились Ангарский и Ачинский НПЗ (с довольно мощными объемами от полутора до трех тыс. тонн/сут), Ухтинский НПЗ, Салават НХК.

Лидировали по объемам реализации зимних классов: ТАНЕКО – 35% от общего оборота, Сургут – 20%, КИНЕФ – 14%, ТАИФ – 13%, то есть суммарно – 82% рынка.

Высокий спрос сдвинул средневзвешенный показатель цены за сентябрь вверх на 10%, до 74250 р/т. При этом тенденция роста прослеживается на большинстве НПЗ.  Наиболее интенсивно подрастали цены на Сургутском ЗСК– на 15%, Комсомольском НПЗ (-32°С) — на 11%, ТАНЕКО (-44°С) – на 10%, ТАИФ (-32°С) – на 7%.

Рынок, полагаю, не выдержит столь высокие темпы удорожания товара. На ближайшей неделе можно ожидать ослабление темпов роста или даже, хоть и незначительную, но понижательную коррекцию, а в дальнейшем не исключено и более мощное снижение.

Смещение интереса покупателей к зимним классам ослабило позиции летних и межсезонных сортов, но, полагаю, ненадолго. Летние подешевели за неделю на 5,0%, до 55940(-2930) р/т, межсезонные – на 4,3%, до 57270 (-2570) р/т, но в октябре могут вернуть утерянные позиции.

Завершившийся только что сентябрь позволяет подвести некоторые итоги месяца. Реализации топлива на бирже незначительно сократились относительно самого плодотворного в году августа, что, собственно повторяет многолетнюю динамику. Суммарный объем сделок по всем видам топлива сократился на 8,8%. В том числе бензина — на 5,8%, дизтоплива — на 7,2%, авиакеросина — на 11,6%, мазут18,0%, СУГ – на 26,4%.

Всего же, за 9 месяцев 2022 года, на бирже зарегистрировано сделок, объемом 21,110млн. тонн, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 7,3% (19,675 млн. т). При этом по всем видам топлива, за исключением авиакеросина, реализация выросла: бензина на 2,1%, ДТ – на 20,0%, мазута – на 22%, СУГ – на 14%.

В октябре, если прошлогодняя сезонность повторится, можно ожидать сокращения биржевых продаж бензина на 19%, ДТ – на 3,2%.

Смотрите также

Cокращение добычи нефти во втором квартале 2024 г.

Правительство России направило нефтяным компаниям директиву сократить добычу нефти во втором квартале, чтобы обеспечить достижение целевого показателя добычи в 9 миллионов баррелей в сутки к

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26