Обзор за 19– 23 сентября 2022 г.
Продолжающийся обвал оптовых цен бензина, регистрируемый на завершившейся только что неделе есть, что наиболее вероятно, следствие расширяющегося дисбаланса между спросом в его конечном звене на АЗС и реальным количеством поступающего на внутренний рынок товара. Товара, действительно поступало больше, чем год назад. По данным ЖД-экспедиторов за первые 20 дней сентября на внутренний рынок выгружалось ежесуточно по 74 тыс. тон против 72 тыс. тонн годом ранее за такой же период. Разница как будто небольшая, всего-то 3,0%, но спрос, вероятно, повалился уже глубже.
А вот статистики по спросу топлива на АЗС не существует. Косвенно таким показателем может служить так называемый «Индекс потребительской активности (ИПА)». Его в ежедневном режиме с 2019 года рассчитывает Сбербанк по показателю количества покупок различных товаров и услуг, оплаченных жителями России.
Так вот, потребительская активность, начиная с июня, последовательно от месяца к месяцу сокращается и к нынешним дням опустилась на 8,2%. Неизвестно, какова доля покупок непосредственно бензина в этом агрегированном показателе, но, полагаю, обобщенная тенденция не обошла и этот рынок стороной. Год назад подобный анализ за такой же период показал нулевое изменение ИПА.
Тенденция спада биржевых цен бензина охватила, как следует из представленных таблиц, все заводы. Цена сделок с бензином Аи95 за неделю по индексу PRM понизилась на 4,9%, до 43280(-2210) р/т, с бензином Аи92 – на 1,1%, до 41760(-470) р/т. Наиболее высокой интенсивностью спада на 3-4 тыс. р/т в сегменте Аи95 отличились Ачинск, Омск, НОРСИ, Пермь, а в сегменте Аи92, на 1500-1700 р/т — Ангарск, Ачинск, ТАНЕКО, Пермь.
По части объемов биржевых сделок можно сделать вывод о том, что нефтяные компании спасая цены от более глубокого провала, пошли на довольно радикальное сокращение продаж. В последние два дня недели продажи Аи95 были урезаны ими на 17%, Аи92 – на 13%, что, не привело к ожидаемому эффекту. Вместе с тем, спад предложений топлива может быть обусловлен и планами по реализации бензина в наступающем октябре, а именно с двадцатых чисел НК начинают реализацию товара, исходя из пока еще не опубликованным планам по загрузке заводов сырьем в октябре. Так вот, явно урезали реализацию Аи92 в последние три дня недели: Рязанский НПЗ –на 33% (с 900 до 600 т/сут), Уфимская группа – на 44% (с 2260 до 1260 т/сут), Самарская группа – на 38%, (с 3000 до 1860 т/сут), Сургут – на 46%. Нарастили продажи: Ачинск (+70%), ТАНЕКО (+10%). Если такие же цифры мы увидим и на вновь открывшейся неделе, то и в октябре поставки бензина на биржу со стороны НК будут урезаны в среднем на 13%, что, впрочем, так и не дает ответа на вопрос, будет ли этого достаточно для вывода рынка в равновесное состояние?
Снижались цены и на мелкооптовом рынке. Бензовозные партии бензина Аи95 на Володарской ЛПДС дважды за неделю корректировались вниз суммарно на 4,5%, а всего с начала сентября – на 12%, до 49600(-6700) р/т, бензина Аи92 – на 7%, до 47400(-3500) р/т. Дизельное топливо за этот же срок подорожало на 2%, до 61000(+1100) р/т.
Розничные цены на московских АЗС при этом никак не отреагировали. Цена литра Аи95 удерживается в сентябре на уровне августа – 54,10 р/л, Аи92 – 47,87 р/л и только литр дизтоплива подорожал на 7 копеек, до 54,42 р/л.
В сегменте дизельного топлива началась активная перестройка рынка на реализацию морозостойких сортов топлива.
С двадцатых чисел сентября полностью прекратили реализацию летних сортов на базисе ЖД станции отгрузки в пользу межсезонных такие лидеры продаж, как Самарская, Уфимская группы, Рязанский НПЗ, Комсомольский, Ачинский, Ярославский. Объемы реализации после их подключения выросли в 6 раз, до 15 тыс. т/сут.
При этом продажи летних сортов по отношению к предшествующей неделе сократились на 38%, с 39 до 24 тыс. т/сут. Вливание дополнительных ресурсов межсезонки оказало благотворное влияние на поведение цен. Они, пусть и незначительно, но корректировались на понижение до 59840(-1450) р/т. При этом индекс DTL подрос за неделю до 58860(+960) р/т. Все складывается к тому, что их встречное движение консолидируется на уровне, близком к 60 тыс. р/т
В сегменте зимних классов новых поставщиков, кроме тех, кто уже торгует ими, пока не замечено, но и они нарастили продажи в полтора раза с 9,4 до 14,4 тыс. т/сут. При этом темпы, с которыми растут цены и уже достигнутые высоты, вплоть до 81 тыс. р/т на Комсомольском НПЗ, взывают тревогу.
Сложившаяся годами и ставшая привычной картина поведения оптового рынка бензина, сломалась. Вот уже вторую неделю подряд биржевые цены бензина рушатся как никогда ранее в пору осенних продаж топлива. Так, с начала сентября индекс PRM потерял 12,7%, опустившись до 45490(-6600) р/т, индекс REG — 8,1%, до 42230(-3700) р/т, а однодневная попытка отскока не изменила сложившийся тенденции.
Обращает на себя внимание, что нефтяные компании и не сопротивлялись такому нажиму со стороны биржевых трейдеров, а даже наоборот, наращивали продажи, что свидетельствует об избытке, произведенного на заводах товара.
Так, среднесуточная реализация бензина Аи95 возросла на 6%, Аи92 – на 12%, из чего следует вывод — обвал обусловлен диспаритетом между угасающим (по ряду причин) спросом на АЗС и неослабевающим потоком товара на внутренний рынок. Чем же еще, кроме этого фундаментального фактора, можно объяснить сложившуюся тенденцию? Сократить подачу сырья на НПЗ нефтяные компании неспособны по причине внешнеполитических обстоятельств. Образовавшиеся излишки нефти из-за сокращения экспорта они вынуждены направлять и будут направлять далее на внутреннюю переработку. Но и продуты переработки не находят пока достойных каналов сбыта. Примечательно, что и правительство — сообщает ТАСС — не планирует дополнительные корректировки демпфера в осеннюю сессию, изучая ситуацию на внутреннем рынке «в какой форме будет реализовано эмбарго, которое планируется в начале следующего года. И дальше уже принимать решение».
Вероятно, подобные мотивы будут еще довольно продолжительное время довлеть над отраслью, удерживая биржевые цены бензина на минимальных уровнях. К нынешним дням они скатились к показателям мая и, похоже, это еще не «дно». О том, как сложится дальнейшая биржевая картина можно будет судить по планам нефтяных компаний на октябрь. С двадцатых числах сентября, а это уже следующая неделя, нефтяные компании приступят к реализации товара из ресурсов октября, что даст рынку соответствующий сигнал и понимание, куда качнется биржевой маятник.
Было бы логичным предположить, что спад потребления обусловлен высокими розничными ценами, сложившимися в прошлые годы, но это не так. Общепринятым показателем доступности топлива принято считать количество литров бензина, которое можно приобрести на среднестатистическую зарплату. Этот показатель условно называют «индексом доступности». Так вот этот индекс, рассчитанный по итогам первого полугодия в 2020, 2021 и 2022 гг., публикуемым ежемесячно федеральной службой Росстат о розничных ценах бензина и заработной плате, представлен на диаграмме. За два предыдущих индекс доступности бензина марки Аи95 вырос на 11,2%, до 1200(+120) литров.
По дизельному топливу индекс доступности подтянулся вверх на 9,4%, до (1130+100) литров
Аналогичные исследования периодически публикует издательство РИА «Новости». Согласно последнему из них, в рейтинге из 30 европейских стран Россия занимает 13-ю позицию в окружении Казахстана и Италии. Абсолютный лидер – Люксембург с индексом 2 тыс. литров, а далее, с индексом чуть более 1400 литров следуют Великобритания, Нидерланды, Германия и Ирландия. В конце рейтинга оказались Болгария, Латвия, Словакия, Хорватия с индексом 500 литров. На последнем месте — Румыния 384 л. Примерно столько же, 360 литров, может позволить себе российский пенсионер при среднестатистической (18390 руб) по РФ в июне 2022 года величине пенсионного обеспечения.
В дизельном сегменте нефтяным компаниям удалось слегка подогреть рынок за счет сокращения объема предложений товара. В целом объемы реализации дизеля нефтяные компании урезали на 21% относительно предшествующей недели, с 38,9 до 30,8 тыс. тонн по среднесуточному показателю. Усекновение в той или иной степени провели 13 из 22 заводов.
Наиболее активно в этом отношении действовали Ангарский, сокративший продажи на 40%, Астраханский– на 57%, Салават – на 30%, Пермский – на 66%, Ярославский – на 47%. Биржевые цены на столь значительное понижение продаж отреагировали ростом на всех базисах в среднем на 2,2%, до 57900(+1270) р/т. Наиболее интенсивно подскочили на Ангарске – плюс 5,5%, Ачинске – плюс 6,8%, Перми – плюс 4,8%. Полагаю, производители на фоне падения спроса и цен в бензиновом сегменте решили частично возместить потери ростом на дизельном направлении, ближе к уровню 60 тыс. р/т, уже обозначенному на пока еще эпизодических сделках с межсезонными сортами. Примерно такая же картина поведения наблюдалась и год назад с сентября по ноябрь. Касательно зимних сортов, рынок, если принять во внимание границу обнуления демпфера на уровне 62700 р/т, подойдет вероятно к уровням 64-65 тыс. р/т.