Обзор за 12– 16 сентября 2022 г.
Сложившаяся годами и ставшая привычной картина поведения оптового рынка бензина, сломалась. Вот уже вторую неделю подряд биржевые цены бензина рушатся как никогда ранее в пору осенних продаж топлива. Так, с начала сентября индекс PRM потерял 12,7%, опустившись до 45490(-6600) р/т, индекс REG — 8,1%, до 42230(-3700) р/т, а однодневная попытка отскока не изменила сложившийся тенденции.
Обращает на себя внимание, что нефтяные компании и не сопротивлялись такому нажиму со стороны биржевых трейдеров, а даже наоборот, наращивали продажи, что свидетельствует об избытке, произведенного на заводах товара.
Так, среднесуточная реализация бензина Аи95 возросла на 6%, Аи92 – на 12%, из чего следует вывод — обвал обусловлен диспаритетом между угасающим (по ряду причин) спросом на АЗС и неослабевающим потоком товара на внутренний рынок. Чем же еще, кроме этого фундаментального фактора, можно объяснить сложившуюся тенденцию? Сократить подачу сырья на НПЗ нефтяные компании неспособны по причине внешнеполитических обстоятельств. Образовавшиеся излишки нефти из-за сокращения экспорта они вынуждены направлять и будут направлять далее на внутреннюю переработку. Но и продуты переработки не находят пока достойных каналов сбыта. Примечательно, что и правительство – сообщает ТАСС – не планирует дополнительные корректировки демпфера в осеннюю сессию, изучая ситуацию на внутреннем рынке «в какой форме будет реализовано эмбарго, которое планируется в начале следующего года. И дальше уже принимать решение».
Вероятно, подобные мотивы будут еще довольно продолжительное время довлеть над отраслью, удерживая биржевые цены бензина на минимальных уровнях. К нынешним дням они скатились к показателям мая и, похоже, это еще не «дно». О том, как сложится дальнейшая биржевая картина можно будет судить по планам нефтяных компаний на октябрь. С двадцатых числах сентября, а это уже следующая неделя, нефтяные компании приступят к реализации товара из ресурсов октября, что даст рынку соответствующий сигнал и понимание, куда качнется биржевой маятник.
Было бы логичным предположить, что спад потребления обусловлен высокими розничными ценами, сложившимися в прошлые годы, но это не так. Общепринятым показателем доступности топлива принято считать количество литров бензина, которое можно приобрести на среднестатистическую зарплату. Этот показатель условно называют «индексом доступности». Так вот этот индекс, рассчитанный по итогам первого полугодия в 2020, 2021 и 2022 гг., публикуемым ежемесячно федеральной службой Росстат о розничных ценах бензина и заработной плате, представлен на диаграмме. За два предыдущих индекс доступности бензина марки Аи95 вырос на 11,2%, до 1200(+120) литров.
По дизельному топливу индекс доступности подтянулся вверх на 9,4%, до (1130+100) литров
Аналогичные исследования периодически публикует издательство РИА «Новости». Согласно последнему из них, в рейтинге из 30 европейских стран Россия занимает 13-ю позицию в окружении Казахстана и Италии. Абсолютный лидер – Люксембург с индексом 2 тыс. литров, а далее, с индексом чуть более 1400 литров следуют Великобритания, Нидерланды, Германия и Ирландия. В конце рейтинга оказались Болгария, Латвия, Словакия, Хорватия с индексом 500 литров. На последнем месте — Румыния 384 л. Примерно столько же, 360 литров, может позволить себе российский пенсионер при среднестатистической (18390 руб) по РФ в июне 2022 года величине пенсионного обеспечения.
В дизельном сегменте нефтяным компаниям удалось слегка подогреть рынок за счет сокращения объема предложений товара. В целом объемы реализации дизеля нефтяные компании урезали на 21% относительно предшествующей недели, с 38,9 до 30,8 тыс. тонн по среднесуточному показателю. Усекновение в той или иной степени провели 13 из 22 заводов.
Наиболее активно в этом отношении действовали Ангарский, сокративший продажи на 40%, Астраханский– на 57%, Салават – на 30%, Пермский – на 66%, Ярославский – на 47%. Биржевые цены на столь значительное понижение продаж отреагировали ростом на всех базисах в среднем на 2,2%, до 57900(+1270) р/т. Наиболее интенсивно подскочили на Ангарске – плюс 5,5%, Ачинске – плюс 6,8%, Перми – плюс 4,8%. Полагаю, производители на фоне падения спроса и цен в бензиновом сегменте решили частично возместить потери ростом на дизельном направлении, ближе к уровню 60 тыс. р/т, уже обозначенному на пока еще эпизодических сделках с межсезонными сортами. Примерно такая же картина поведения наблюдалась и год назад с сентября по ноябрь. Касательно зимних сортов, рынок, если принять во внимание границу обнуления демпфера на уровне 62700 р/т, подойдет вероятно к уровням 64-65 тыс. р/т.