Обзор за 5 – 9 сентября 2022 г.
Мало что предвещало тот значительный провал биржевых цен бензина на только что завершившейся неделе и, тем не менее, это произошло. Средняя цена сделок с бензином Аи95 по индексу PRM просела за неделю на 8,3%, до 47650 (-4290) р/т, с бензином Аи92 – на 5,0%, до 43360(-2300) р/т. Динамика спада охватила все заводские базисы. При этом наиболее крупные просадки зарегистрированы на Московском, Ярославском, Саратовском, Нижегородском заводах, на Самарской группе.
Причиной столь мощного разворота мог быть сигнал от АЗС о спаде продаж бензина в рознице более, чем прогнозировалось ранее. На этом фоне трейдеры резко снизили спрос, что и вынудило продавцов снижать оптовые цены. И не только оптовые. Глубокую коррекцию провели нефтяные компании и на мелкооптовом рынке. Так, оператор Московского НПЗ «Газпром нефть» на Володарской нефтебазе 9 сентября резко понизил цены бензовозных партий Аи95 до 53600(-2100) р/т, Аи92 – до 49200(-1200) р/т. И это уже третья коррекция на понижение за неполные 9 дней сентября.
Тревожным для трейдеров оказался также пущенный Коммерсантом слух о том, что согласно информации от неких неназванных источников издательства, Минэнерго и Минфин РФ якобы «активно обсуждают импорт бензина и дизтоплива из Белоруссии» с целью «поддержки белорусской нефтепереработки и доходов бюджета страны в условиях санкций». Однако благородная цель на этом союзническом пути наталкивается на проблему демпфера, стоящего камнем на пути столь дружественного шага. Дело в том, что российские нефтяные компании дотируются бюджетом за сдерживание внутренних оптовых цен от высоких экспортных паритетов. Белорусское топливо по нетбэку без демпфера в России никто покупать не будет из-за слишком высокой цены. По итогам августа бензиновый демпфер разницу между нетбэк и внутренней ценой сократил с 27 до 11 тыс. р/т, а демпфер по дизельному топливу соответственно с 21 до 3 тыс. р/т. Есть большие сомнения\ в том, что Минфин согласует субсидирование белорусских производителей топлива из российского бюджета. Здесь нужно напомнить, что совсем недавно ведомство в срочном порядке продавило в правительстве обновленную формулу демпфера, которая через скидку на российскую нефть сократит субсидии самим российским производителям. А по предварительным оценкам Мария Арье из «Петромаркета», объем помощи белорусским НПЗ может потребовать около «5,5 млрд руб. по бензинам и 58 млрд руб. по дизтопливу» в годовом исчислении.
Новость о белорусских поставках топлива в Россию вводит и потребителей и производителей в сумятицу. Главное, будет ли получено политическое решение (без него не обойтись) и, что еще более важно, — как отреагируют на это российские нефтяные компании. Готовы ли они будут опускать биржевые цены все ниже и ниже или, наконец, примут решение радикально сократить производство нефти?
Пока же объемы выгрузки бензина на внутренний рынок довольно высоки. По данным ЖД экспедиторов около 80 тыс. т/сут в августе против 76 тыс. т/сут в августе предыдущего года. Выше оказались и объемы экспорта товарного бензина, примерно на 16% против августа 2021 года.
Бензиновая динамика перекинулась и на дизельный сегмент, но в более мягкой форме. Средняя за неделю цена биржевых сделок с летними сортами просела всего лишь на 0,5%, до 56790(-260) р/т. Частично этому способствовало сокращение предложений со стороны производителей в среднем на 7%, до 43,9 тыс. т/сут. Динамика цен по НПЗ разнообразна, но с некоторым перевесом в сторону снижения.
Вероятно, подобная картина сохранится и в предстоящие дни.
К реализации межсезонных сортов с Ярославского НПЗ подключилась ПАО «Газпром нефть». Стартовые цены на уровне 62100-62700 р/т оказались завышенными. Рынок к концу недели скорректировал их до 59-60 тыс. р/т. Зимние классы устойчиво дорожали, особенно резко, плюс 4,0%, на Сургутском ЗСК.
Динамика розничных цен в этом году более чем удовлетворительная. Средняя по РФ цена бензина Аи92 подорожала в годовом исчислении на 2,7% (+1,25 р/л), бензина Аи95 – на 3,0% (+1,51 р/л). Лишь дизель выбился в лидеры – 8,1%(+4,12 р/л). А если учесть, что на АЗС пока еще не поступили зимние классы с оптовыми ценами под 70 тыс. р/т, то, вероятно, не избежать в этом сегменте двухзначных показателей.