Обзор за 29 августа – 2 сентября 2022 г.
На текущей неделе ценовые индексы бензина продолжили снижение, хотя и предпринимались двухдневные попытки отскока вверх. В итоге, среднее за неделю значение индекса PRM понизилось относительно предыдущей на 2,4%, до 51920(-1250) р/т, индекса REG – на 2,1%, до 45720(-990) р/т. Рынку все менее требуется бензина и это проявляется также в сокращении биржевых продаж. Среднесуточный объем сделок с бензином сократился относительно предшествующей недели на 5,2%, в том числе марки Аи92 — на 6,1%, Аи95 — на 3,7%.
На оптовом рынке формируются так называемые «качели», что свидетельствует о достигнутом равновесии. Размах колебаний невелик, в пределах ±1,0%, а потому можно предположить: до двадцатых чисел сентября равновесие сохранится, а далее поведение рынка будет зависеть не только от планов нефтяных компаний по предзимнему ремонту НПЗ, но и от реального спроса на бензин в конечном звене, на АЗС. Если взять за основу прогноза итоги реализации осенью в 2021 году, то минимум продаж бензина из-за ремонтов падает на октябрь. Так, в октябре 2021 года реализация бензина упала относительно сентября на 20%, но спрос рухнул еще круче, да так, что индексы PRM и REG подешевели за октябрь в среднем на 6%. Не исключен такой же сценарий или близкий к нему и в этом году.
Пока же, объем первичных предложений в биржевое окно бензина Аи95 порядка 11 тыс. т/сут и Аи92 – 19 тыс. т/сут вполне достаточен для удержания цен на уже достигнутых уровнях.
В сегменте дизельного топлива нефтяные компании предпринимали попытки за счет сокращения объемов предложений не столько с целью подогреть биржевые цены, сколько остановить их падение, наметившееся на предшествующей неделе. Продажи были урезаны на 7%, до 47,1(-3,6) тыс. т/сут по среднесуточному показателю, чем и достигнут желаемый эффект. Падение индекса DTL было остановлено на уровне 57050(-150) р/т.
Завершившийся август дает нам возможность подвести итоги лета 2022 года. За три месяца, с июня по август 2022 года, реализовано нефтепродуктов в количестве 7,855 млн.т, превышающего аналогичный показатель 2021 пандемийного года на 7,3%. В том числе бензина – 2,70 млн.т (+3% к 2021 году), дизтоплива – 3,65 млн.т (+12%), СУГ – 0,454 млн.т(+10%), мазута – 0,460 млн.т (+32%) и лишь по авиакеросину регистрируется спад реализации, до 0,415 млн.т (-19%).