Обзор за 15 – 19 августа 2022 г.
Завершился процесс восстановления баланса на рынке. Бензин, наконец, выбрался из ценовой ямы и застыл в равновесной позе. Нефтяные компании на фоне избытка нефти для внутренней переработки лишились рычага подогреть цены за счет сокращения биржевых продаж, а покупатели, как показал на предшествующей неделе чуть ли не скоординированный коллективный отказ от сделок по предлагаемым продавцами ценам, осознали свою значимость в биржевом процессе. Как видим, трейдеры – это те «колесики и винтики» биржевого механизма, которые не только исполняют передаточные функции, но и могут управлять самим механизмом.
Движение цен отличалось на прошедшей неделе широким разнообразием векторов, как по заводам, так и колебаниям по дням недели. На 11 из 21 заводов регистрируется снижение цены сделок с бензином Аи92 в среднем на 1,5% (-740 р/т). Наиболее существенный спад, от 2,5 до 3,7% показали сибирские базисы – Сургутский ЗСК (-1089 р/т), Ачинский НПЗ (-1521 р/т), Антипинский НПЗ (-1755) р/т. На другой половине базисов, а это в основном заводы, расположенные в европейской части РФ, регистрируется незначительное, в среднем на 0,6%, удорожание (+260 р/т) сделок. Отрицательная тенденция преобладала над повышательной. Индекс REG в итоге понизился за неделю на 1,1,0%, до 46720 (-510) р/т.
В сегменте бензина Аи95 преобладала повышательный по НПЗ тренд. Лишь только на Омском и Рязанском НПЗ регистрируется заметное, на 1,0-2,4% снижение цены сделок, а на остальных 10 базисах – удорожание составило в среднем 1,8% (+970 р/т). В итоге индекс PRM приподнялся за неделю на 0,3%, до 53970(+180) р/т.
Следует отметить также, что объемы реализации Аи95 на текущей неделе сохранились на уровне предшествующей, около 11,50 тыс. т/сут, а вот бензина Аи92 продавцы предлагали на 15% больше – 19,8 тыс. т/сут против 17,2 тыс. т/сут неделей ранее.
Прогноз довольно оптимистичен: горизонтальная ценовая траектория на текущих уровнях будет иметь продолжение довольно длительное время, включая и сентябрь. Есть только один аргумент в сторону роста. Он связан с коррекцией, начиная с сентября, формулы демпфера бензина по показателю скидки на российскую нефть марки Юралс. В июле её значение составило в среднем $30/баррель. Субсидия по демпферу будет снижена примерно на 10 тыс. р/т, как следует из предварительных расчетов. Некоторые участники рынка полагают, что нефтяные компании постараются это снижение восполнить ростом внутренних цен. Но удастся ли такой трюк, если нефть по-прежнему будет избыточна на внутреннем рынке. В таких условиях, да к тому же наступившим сезонным спадом спроса на бензин в розничном звене, нефтяникам следует задуматься как бы удержать оптовые цены бензина от падения на уже достигнутых уровнях.
Неожиданно для многих участников биржи вызывала, опубликованная 16 августа в «Ъ» статья под названием «Демпфер подтекает». В статье впервые выносится на обсуждение тема законности экспорта из РФ нефтепродуктов, а это бензин и дизельное топливо, на которые распространяются льготное со стороны государства субсидирование. Следует заметить, что демпфер как механизм, предназначенный исключительно для защиты внутреннего рынка от излишнего экспорта, протечек не дает. Проблемы экспорта, субсидированного для внутреннего рынка товара, нужно искать в коридорах энергетической таможни, а не на бирже СПбМТСБ. Все её участники прекрасно осведомлены, что товар, приобретенный на бирже не может переадресован или перегружен во внешний контур. Такими делишками на свой страх и риск занимаются иные люди, юридически не связанные обязательствами реализации товара исключительно на территории России. По сути субсидию они кладут в собственный карман, приобретая товар по внутренним искусственно заниженным ценам, а реализуют его по высоким экспортным паритетам. Так, среднее за июнь субсидия бензина по демпферу составила величину порядка 34 тыс. р/т, по дизельному топливу – 30 тыс. р/т. Объемы экспорта — недетские, «по оценке Reuters, — в июне объем бензина, вывезенного независимыми компаниями с нефтебаз РФ, превысил 104 тыс. тонн» на сумму по демпферу около 3,5 млрд. руб.
Вероятно, следственные органы возьмут в разработку эту тему, хотя она непростая. Например, известно, что правительство напрямую или косвенно через льготное кредитование субсидирует аграриев и при этом не ставит каких-либо условий экспортерам, кроме лимитов по объемам экспорта. Минфин не занял категоричной позиции, сообщив: «мы изучим вопрос, оценим экономику поставок на экспорт при приобретении топлива на внутреннем рынке с акцизом в июне—июле и определимся с необходимостью принятия мер».
В дизельном сегменте вторую неделю подряд наблюдается незначительная коррекция на понижение биржевых цен.
С начала августа индекс DTL понизился на 2,0%, до 57410(-1190) р/т. Рынок ощущает некоторый избыток предложений, что и нашло проявление в незначительной коррекции на понижение, хотя тренд не однозначен по заводам. Динамика, как следует из представленной таблицы разнообразна и по НПЗ и по датам. Вероятно, она сохранится и в будущем. Это касается, естественно только летних сортов, а вот по межсезонным и зимним классам можно ожидать положительной динамики, хотя в сентябре её мало кто ощутит, а с октября по декабрь она по традиции проявит себя в полной красе.