Обзор за 13–17 декабря 2021 г.
За одну неделю до окончания торгов в текущем 2021 году трейдеры в массе своей еще не поддались традиционному предновогоднему ажиотажу. Их поведение носило преимущественно импульсивный характер, ярко выраженной тенденции пока не сформировалось. Цены сделок с бензином по индексу REG оставались на годовом минимуме около 48420 р/т, а с бензином Аи95 оторвались от локального минимума на 1,2%, с 49780 до 50620 р/т по индексу PRM. Объем предложений товара на уровне порядка 40 тыс. тонн по среднесуточному показателю достаточно полно, а в иные дни даже слегка избыточен по ряду базисов, чем тут же пользуются трейдеры, продавливая цены слегка вниз.
Динамика цен сделок с бензином в разрезе НПЗ, представленная на двух диаграммах, наглядно демонстрирует поведение участников торгов.
Цены сделок с бензином Аи92 так и не смогли оторваться от «дна». Из двадцати базисов одна половина демонстрирует некоторое снижение цены. В этом ряду наиболее заметный спад отмечен на Ухтинском НПЗ (-930 р/т), Пермском НПЗ (-670 р/т), ТАИФ (- 460 р/т). Другая половина демонстрирует незначительный рост цены, это Волгоградский НПЗ (+1040 р/т), Астраханский ГПЗ (+740 р/т), Сургутский ЗСК (+480 р/т), Салават НХК (+410 р/т). Лидеры продаж: Уфа 9-30 р/т), Самара (+180 р/т).
В сегменте высокооктанового Аи95, осваивающего все более широкую нишу, сформировался, хоть и незначительный, но повышательный тренд. Индекс PRM за текущую неделю приподнялся на 1,2%, до 50620(+600) р/т. Все НПЗ, без исключения, показали тот или иной, но все же рост спроса и цены. Наиболее интенсивный прирост показали Ангарская НКХ – 55770(+2870) р/т, Астраханский ГПЗ – 52200(+2150) р/т, Омский – 51510(+1080) р/т, Ачинский – 53280(+1020) р/т, Волгоградский – 52540(+900) р/т. Лидеры продаж: Самара (2740 т/сут) – 50000 (+860) р/т, Уфа (2230 т/сут) – 48960(+520) р/т.
Поведение покупателей на заключительной неделе года будет традиционно отличаться повышенной активностью из-за желания наполнить нефтебазы пока еще дешевым товаром. Производители также заинтересованы выставить в торговое окно товара в достаточном количестве чтобы набрать заявок и обеспечить бесперебойную выгрузку наработанного за долгие праздники товара. Баланс этих совпадающих интересов и определит характер поведения цен в предстоящие дни.
Интересны цифры о наполнении рынка бензином. Всего, за январь – ноябрь 2021 года на внутренний рынок по данным ЖД экспедиторов выгружено автобензина в количестве 22,4 млн. т против 21,2 млн. т или на 6% больше чем годом ранее за такой же срок.
При этом объемы биржевых сделок на первичном рынке выросли на 16,6% (с 6,0 до 6,9 млн. т), в том числе с бензином Аи95 – на 25%, с бензином Аи92 – на 12%. Казалось бы, при усыхающей из-за проблем с низкой рентабельностью сегмента независимой розницы, биржевые обороты должны были бы сокращаться, но проявился иной эффект. На биржу, как пояснили докладчики недавно прошедшего форума «Биржевой товарный рынок», пришли крупные потребители моторного топлива, отказавшись от прямых контрактов. А мотив прост – биржевая сделка «освящена» атрибутом «рыночная» и, следовательно, защищает участников сделки от любых подозрений мытарей в её недобросовестности.
Мелкооптовый рынок переживает ренессанс после продолжительного средневековья. Маржинальность (как разница между закупочной ценой топлива на ближайшей нефтебазе и прайсом АЗС) от реализации бензина на московских сетях возросла в среднем до 22-30% или 8-12 р/литр в натуральном исчислении.
Вместе с тем бензин на АЗС продолжает дорожать. Производители выжимают из рынка те цены, которые позволительны с позиций регуляторов. Годовая инфляция по итогам ноября вышла на уровень 8,4% в годовом исчислении, а это и есть разрешенный порог. Росстат фиксирует прирост средней по РФ цены бензина за прошедшую неделю на 8-9 коп, дизтоплива – на 31 к/л. Всего же бензин марки Аи95 подорожал за год на 8,2%. До 50,82(+3,85) р/л, бензин Аи92 – на 8,6%, до 46,96(+3,73) р/л. Дизтопливо – на 10,3%, до 53,64(+5,02) р/л. Здесь следует сделать пояснение: производители разгоняют цены с запасом на то что они останутся на достигнутых высотах вплоть до середины будущего года, а могут в апреле мае и присесть, если аграрники пожалуются известно кому. А ведь в этом звене экономики назревает проблема роста себестоимости не только из-за моторного топлива, но и от дорожающих как дрожжах удобрений.
Биржевые цены дизельного топлива в эти предновогодние дни следовали в русле ранее отработанного годами сценария. Цены на летние и межсезонные сорта слегка отскочили от локальных минимумов, что естественно и не вызывает особых вопросов. Индекс DTL приподнялся на 0.9%, до 49740(+440) р/т, индекс DTM – на 1,3%, до 50610(+660) р/т. Вероятно, в наступающей неделе подобная динамика будет иметь продолжение. А вот цены сделок с зимними классами удивили своим существенным ростом. Индекс DTZ за прошедшую неделю подскочил на 4%, до 65430(+2540) р/т. Столь мощного подскока не отмечалось в этом сезоне.
Анализ сделок в разрезе НПЗ показал, что мотором подскока индекса стали три довольно мощные НПЗ, резко сократившие объемы предложений товара на бирже. Это Сургутский ЗСК, сокративший продажи с 3300 т в начале недели до 480 т в конце; Астраханский ГПЗ, сокративший продажи в восемь раз, с 2940 до 360 т; Рязанский НПЗ — с 1105 до 780 т. Реакция покупателей была предсказуемой, цены сделок на этих базисах подскочили на 4-7%, передав эстафету неуверенности трейдеров в завтрашнем дне и на иных базисах. Стабильность в этом звене утрачена. Наступающая неделя сохраняет интригу относительно планов нефтяных компаний по объемам продаж. Цены сделок качнутся в ту или иную строну в зависимости от наполнения спроса.
Динамика цен на летние и межсезонные сорта представлены на диаграммах.
Несколько цифр о наполнении рынка дизтопливом. За январь-ноябрь 2021 года на внутренний рынок выгружено по системе РЖД дизтоплива в количестве 26,1 млн. т, что на 5% превышает аналогичный показатель предыдущего 2020 года. При этом объем выгрузки летних сортов возрос на 18%, а зимнего — снизился на 7%.
Биржевые обороты дизтоплива выросли от года к году на 15%, с 7 до 8 млн. т. В том числе рост продаж летних сортов вырос на 18%, межсезонных – на 21%, зимних – всего лишь на 3%. Вот и задаю себе вопрос, не из-за этой ли диспропорции нынешние цены зимних классов взобрались так высоко?