Обзор за 1 – 5 августа 2022 г.
Резкий по интенсивности всплеск биржевых цен бензина наблюдался на прошедшей неделе. Процесс, собственно, ожидаемый, но мало кто предполагал, что примет он столь острую форму, когда индексы PRM и REG почти ежедневно прибавляли по одной 1000 р/т. И лишь только в конце недели рынок слега отыграл вниз.
Первое, что нужно отметить, объемы продаж нефтяные компании сократили до оборотов, сопоставимых с самыми глухими по сбыту бензина на АЗС зимними месяцами. Вторую неделю подряд производители держат биржу на голодном пайке.
Среднесуточная реализация за эти две недели сократилась относительно предыдущих дней на 22%, в том числе: марки Аи95 – на 14%, марки Аи92 – на 28%. Практически все НПЗ в той или иной степени сокращали подачу товара на биржу. Наиболее радикальным подходом отмечены со стороны Салават НХК, сокративший реализацию Аи92 в двое, с 2,018 до 1,09 тыс. тонн по среднесуточному показателю, Уфимской группы — на 35%, Рязанского НПЗ – на 43%, Комсомольского НПЗ – на 40%, Орского – вдвое. В стороне от фронтального сокращения остались единицы – это ЯНОС, ТАНЕКО, КИНЕФ, Антипинский НПЗ.
Средняя цена сделок с бензином Аи95 подскочила на 7,8%, до 54270 (+3950) р/т и достигла среднего уровня начала года (54650 р/т). Программу минимум нефтяные компании выполнили, выбрались из ценовой ямы и, следует заметить, потенциал дальнейшего роста сохраняется, поскольку остается дифференциал между внутренними ценами и нетбэк хоть и сократился с 50 до 30 тыс. р/т, тем не менее премиальность экспорта остается движущей силой для внутренних цен.
В сегменте Аи92, потенциал роста намного значительней. До края ямы, из которой производители вероятно продолжат выбраться, остается путь такой же длины, как и уже пройденный. Еще порядка 8% или в натуральном виде около 4 тыс. р/т ощутит прирост индекс REG и август — самое благоприятное время для таких манипуляций с биржевыми ценами. Производители свой шанс не упустят.
На этом фоне активно перестраивается мелкооптовый рынок, а также начинают пробуждаются розничные цены.
Бензовозные партии бензина подорожали за неделю на Володарской ЛПДС в среднем на 8%, марка Аи95 – до 55600(+4100) р/т, марка Аи92 – до 50900(+4100) р/т. На докризисные уровни цены еще не вышли, но движение вверх при сложившейся динамики в оптовом звене, неостановимо.
В розничном сегменте бензин на московских АЗС впервые с марта приступил к подорожанию. По состоянию на 1 августа средняя цена Аи95 сложилась на уровне 53,06(+0,05) р/л, Аи92 – 47,82(+0,04) р/л.
На этом фоне дифференциал между розницей и оптом на московских АЗС по бензину понизился за неделю с 37 до 26% (с 13 до 10 р/литр), по дизтопливу – с 8 до 5%.
Аналогичные процессы охватили полстраны, следует из сводки, опубликованной Росстат на 1 августа. В разной степени бензин за прошедшую неделю подорожал в 40 из 85 региональных центров. Наиболее интенсивно, в среднем на 10-20 коп/литр, в Республике Коми, Воронежской и Тамбовской областях,
Процессы, протекающие на рынке бензина, перекинулись и на дизельный сегмент, хотя и в ослабленной форме.
Здесь, как и в бензине, производители урезали биржевые продажи в среднем на 15%, с 44 до 38 тыс. т по среднесуточному показателю.
Тон задавали Салават НХК, где почти полностью прекращена реализация товара по ЖД заявкам, а трубные партии урезаны на 40%, Самарская группа, сократившая и трубные и ЖД-партии в среднем на 40%, а также: ТАНЕКО – минус 30%, Рязань – минус 25%, Волгоград, НОРСИ – минус 20%.
Однако реакция рынка оказалась вялой, цены биржевых сделок подтянулись за неделю вверх всего на 1,5%, до 58580(+880) р/т. Недостаточно высокий спрос сдерживает ценовую динамику, но до поры до времени. В этом отношении показательна и огорчает динамика топлива зимних классов с темпами недельного роста на 4-8%.