Обзор за 25 – 29 июля 2022 г.
Торги началась с коррекции, что вполне естественно после столь необузданного роста на предшествующей неделе. Однако завершились к её окончанию на подъеме, что дает повод сделать предположение о дальнейшем продвижении вверх.. Тонна бензина марки Аи95 по индексу PRM подорожала за неделю на 3,7% до 50320(+1810) р/т, тона Аи92 – на 3,3%, до 43830(+1410) р/т.
Этот процесс, возглавляемый нефтяными компаниями, неостановим. Производители преследуют цель восстановить оптовые цены бензина как минимум до уровней начала года, а инструментом регулирования выступают укороченные объемы предложений товара. Так, среднесуточные объемы реализации Аи92 сокращены на текущей неделе против предыдущей на 22%, с 21,5 до 16,6 тыс. т/сут по среднесуточному показателю, бензина Аи95 – на 10%, с 12,3 до 11,00 тыс. т/сут.
Не обнадежили трейдеров щедростью и опубликованные накануне планы нефтяных компания по реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ в августе. Реализацию бензина предполагается оставить на уровне предыдущего месяца, хотя традиционно на август, как на самый активный по потреблению месяц, нефтяные компании добавляли бирже бензина примерно на 5-7% относительно июля.
Двенадцать НПЗ из 23, представленных в таблице, в той иной степени сократят производство бензина. Баланс восстановит Самарская группа НПЗ, увеличив план на 23%, до 40,1 тыс. т/мес, установив таким образом собственный рекорд. Наиболее заметно сокращение по всей номенклатуре топлива планирует Ангарская НКХ, где продажи Аи92 сократят вдвое и где второй месяц завод не выпускает высокооктановый Аи95, притом, что его доля в общем производстве бензина ранее достигала 40%. НОРСИ сократит реализацию бензина на 5%, а дизтоплива – на 36%. Слегка, на 6-11%, сократит продажи Уфимская группа НПЗ, с которой впервые реализацию бензина и дизеля будут проводить Роснефть и дочка Лукойла ООО «Башнефть-Полюс». Вероятно, по самостоятельным ценам, по схеме Ярославского НПЗ, где одновременно торгуют Роснефть и Газпром нефть.
Процессы, протекающие в бензиновом сегменте, отображаются в уменьшенном масштабе и на дизельный. Здесь также нефтяные компании, судя по представленным планам, сокращают продажи. Так, среднесуточные объемы реализации на текущей неделе упали относительно предыдущей урезаны на 3%, с 42,3 до 41,0 тыс. тонн по среднесуточному показателю. Рынок на такие вариации отреагировал вялой, на 1,0%, коррекцией вниз приподнявшихся накануне индексов, но к концу недели оптовые цены восстановились до уровней начала недели — 57700(+45) р/т
Нет уверенности в том, что производители предпримут в августе какие-либо радикальные меры для проталкивания дизельных индексов вверх. Скорее всего такая акция будет отложена на сентябрь и коснется морозостойких сортов топлива, когда рынок начнет замещать на нефтебазах летние сорта на межсезонные и зимние классы. Уже просматривается дистанция между зимними летними сортами топлива. Из приведенных выше таблиц потенциал роста зимних классов оценивается от 700 до 10000 р/т. На КИНЕФ (-32°С) диспаритет между зимой и летом 700 р/т, на ТАНЕКО – 2,5-2,9 тыс. р/т в зависимости от класса морозостойкости, на Орске (-32°С) – 2,0 р/т, на Пермском НПЗ (-38°С) – 10 тыс. р/т.
Из итогов завершившегося июля 2022 года.
За июль в секции Нефтепродукты реализовано суммарно 2,498 млн. т, что на 5% ниже показателя предыдущего июня. В том числе: обороты по дизелю упали на 9%, по СУГ – на 31%, по бензину выросли +2%, по авиакеросину +24%, по мазуту – 0%.
Такой итог зарегистрирован впервые. Обычно, в предыдущие годы объем биржевых сделок в натуральном исчислении возрастал от июля к июню на 20-30% и лишь в 2021 году этот показатель опустился до 2%, а нынешний и вовсе выпал в красную зону, что, вероятно косвенно свидетельствует об общем снижении внутреннего спроса.
Если же сравнивать итоги от года к году, то статистика оборотов за январь-июль не столь мрачная: прирост продаж бензина в нынешнем году составил 7%, ДТ – 25%, мазута – 22%, СУГ – 14%. Просела лишь реализация авиакеросина – минус 37%.