Обзор за 11 – 15 июля 2022 г.
«Россия на фоне экспортных ограничений нарастила с 1 по 14 июля внутреннюю переработку нефти на 6,9%, до 784,7 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом июня», сообщает ТАСС. Казалось бы, избыток топлива должен был частично вылиться на биржу, но этого не произошло. Нефтяные компании урезали к концу недели объемы предложений бензина на 17%, что тут же вызвало реакцию рынка в виде подскока индекса REG на 1,7%, до 39110(+660) р/т, индекса PRM — на 3,1%, до 43980(+1300) р/т, хотя, надо признаться, и без этих манипуляций ценовая динамика на неделе имела устойчивый повышательный тренд.
В сегменте Аи92 объем реализации за текущую неделю упал относительно предшествующей на 9% (минус 2600 тонн по среднесуточному показателю). Наиболее существенно для рынка сократили продажи: ТАНЕКО — на 70% (минус 1690 т/сут), Самарская группа – на 20% (минус 830 т/сут), Яйский НПЗ – на 65% (минус 590 т/сут). Лидировали по динамике роста Яйский, Омский, Орский НПЗ, где цены сделок подскочили за неделю на 2,2-3,0%.
В сегменте Аи95 продажи урезаны более радикально — на 30% (минус 5800 тонн по среднесуточному показателю). Из 18 базисов отгрузки продажи сократили восемь. Наиболее крупные потери отмечены на Киришах, где продажи сократились с 3,4 тыс. т/сут до 60 т/сут, Самарской группе – на 36% (минус 1260т/сут), Салавате – на 28%, (минус 800 т/сут), ТАНЕКО – на 38% (минус 520 т/сут).
Складывается ощущение, что нефтяные компании несмотря на увеличение загрузки НПЗ продолжат подсушивать биржу бензином, удерживая рынок от сползания к очередным минимумам. Нефтяные компании получают некоторую свободу маневра. Они могут уводить объемы с биржи, перенаправляя на собственные нефтебазы в регионах для удовлетворения растущего по сезону спроса, а также производителям топлива открывается новый рынок потребителей на освобожденных территориях Донецкой и Луганской республик.
В сегменте дизтоплива объемы реализации летних сортов остаются от недели к недели стабильными, на уровне 48,6 – 48,7 тыс.т/сут. Вероятно, такой уровень предложений близок к равновесному, хотя вторую неделю подряд проявляется слабовыраженное движение оптовых цен вверх. Средняя за текущую неделю цена сделок подорожала относительно предыдущей незначительно, всего на 0,8%, до 56150(+460) р/т. Будущие рынка дизеля пока не вызывает опасений. Рынок в целом сбалансирован.
Из свежих новостей:
На портале правовой информации Кремля опубликован Федеральный закон под названием «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 № 323-ФЗ. В нем, на страницах 31-33 излагаются формулы расчета демпфера на бензин в период сентябрь- декабрь 2022 года.
В привычную для расчета формулы нетбэк бензина вводится дополнительная составляющая Вспр=(Цнсд-Ц)х7,3 в виде разницы между средней ценой нефти на рынке «Северного моря» (Цнсд) и средней за налоговый период ценой российской марки Юралс (Ц) на мировых рынках.
По данным информагентств средняя марки Брент сложилась в июне на уровне $117/барр, а марки Юралс — $87/барр. Средний дисконт – $30/бар. Если, к примеру, в новоиспеченную формулу заложить этот дисконт при курсе рубля 57,18 руб/долл, то дифференциал между обновленным нетбэк и индикативной ценой (55200 р/т), сузится на 15 тыс. р/т, а субсидия по демпферу сократится примерно на 10 тыс. р/т, с 34358 р/т до 24141 р/т. За четыре месяца, с октября по декабрь, экономия бюджета на выплатах по обновленному демпферу составит величину порядка 83 млрд. руб, если нефтяной дисконт Юралс сохранится на уровне $30/барр.
Помимо демпфера, в законе приводятся ставки акцизов на нефтепродукты на 2025 год. Правительство проиндексировало их на 4% вверх относительно 2024 года, до:
— на автобензин экологического класса 5 – 15516 р/т,
— на бензин ниже пятого экологического класса – 15938 р/т,
— на дизельной топливо – 10749 р/т,
— на моторные масла – 3834 р/т.
Активизировалась тема биржевой торговлей нефтью на российской национальной платформе, где планируется сформировать российский эталонный сорт. Агентство Блумберг с ссылкой «на двух неназванных российских чиновников» утверждает, что эта тема перешла на уровень правительства РФ. Такая платформа уже существует на бирже СПбМТСБ. Для её полноценной работы требуется лишь политическое решение, обязывающее нефтяные компании России сотрудничать с ней.