Обзор за 27 июня — 01 июля 2022 г.
Россия увеличила добычу нефти в июне на 4,7% (до 1,461 млн. т/сут), а экспорт в дальнее зарубежье снизился на 2,7% (до 614,8 тыс. т/сут). Образовавшийся излишек направлен на внутреннюю переработку, её объемы, сообщает ТАСС, вырастут в июне на 8,1%, до 740,1 тыс./сут. Эти показатели легли в основу планов нефтяных компаний по реализации топлива на бирже в июле 2022 года. Объем реализации бензина и дизеля на бирже вырастет в июле на 11-12%, мазута и авиакеросина – на 8-9%.
Наиболее значительный вклад в рост производства внесет Роснефть, заводы которой увеличат выпуск бензина на 25%, дизтоплива – на 12%. Незначительно, на 3%, снизит выпуск бензина Волгоградский НПЗ, а Сургутский ЗСК по сложившийся традиции в июле проводит плановый ремонт установок, сокращая производство на 60% от обычной загрузки. Астраханский ГПЗ, как и год назад берет каникулы с мая по сентябрь и лишь в октябре появится на биржевых торгах.
Вероятно, эта новость успокоила и дала возможность трейдерам слегка придавить бензиновые индексы, поскольку реальный спрос на АЗС не соответствует темпам приращения предложений товара. Сам факт улучшения спроса подтверждают владельцы АЗС, но уровни прошлого сезона пока не достигнуты. В итоге биржа регистрирует недельный спад оптовых цен. Бензин марки Аи95 подешевел за неделю на 2,0%, до 42400(-860) р/т, Аи92 – на 2,6%, до 39020(-1060) р/т.
Практически все НПЗ погрузились в красную зону. Лидировал на спаде с просадкой на 6-9% только что завершивший плановый ремонт Комсомольский НПЗ, а также Ангарская НКХ, Омский НПЗ. Нефтяные компании пытаются удержать рынок от провала, сокращая объемы предложений, но пока безуспешно. Салават, Ачинск, Сургут, ТАИФ, ТАНЕКО порой уходят с торгов, а Ангарская НКХ и вовсе с 21 июня прекратила реализацию на бирже высокооктанового Аи95. По итогам недели биржевые объемы реализации Аи95 производители урезали на 6,4% к предыдущей неделе, бензина Аи92 – на 4,2%. В сложившейся ситуации давать прогнозы на поведение рынка довольно рискованно. Можно лишь привести статистику прошлых лет. Обычно, спрос на бензин от июня к июлю растет примерно на 25-30%. Так было на протяжении 2018-2020 годов, кроме 2021 пандемийного года. Нынешний сезон освободился от ковидных ограничений на транспортную мобильность, но приключилась иные мало прогнозируемые по последствиям политико-экономические моменты, которые погрузили рынок в высокую степень неопределенности его поведения.
Стали известны итоги первого полугодия. За январь –июнь 2022 года на бирже реализовано 13,4 млн. т нефтепродуктов всех наименований и марок, что на 11% превышает аналогичный показатель предыдущего 2021 года. В структуре по видам топлива две основные позиции приходятся на дизтопливо – 47% от общего объема реализации, бензина – 35%. Остальные 18% размыты по СУГ – 7%, мазут — 6%, авиакеросин – 4%, прочие (масла, битум, парафин) – 1%.
Объем реализации автобензина за прошедшее полугодие на 5%, дизтоплива – на 30%, СУГ – на 21%, мазута – на 21% и лишь объем сделок с авиакеросином похудел на 41%.
30 июня Госдума к великому сожалению одобрила корректировку топливного демпфера. С сентября по декабрь 2022 года в расчет нетбэк в портах Балтийского моря будут закладываться данные о скидках на российскую нефть марки Юралс. В каком масштабе нефтяные скидки будут перенесены на скидки товарного бензина, пока неясно. В июне скидка на Юралс к Брент составила величину порядка $40/барр при средней цене марки Брент порядка $116/барр. Искусственно понижая нетбэк регуляторы рассчитывают таким способом обрезать субсидию нефтяным компаниям по бензиновому демпферу к концу года примерно на 160 млрд. руб. Неизвестно, как ответят нефтяники на столь необдуманный шаг правительства, но в сентябре скучно не будет.
В дизельном сегменте сохраняется относительное спокойствие. Рынок дизтоплива, несмотря на начало уборочной кампании и увеличения спроса остается сбалансированным. Объем предложений поддерживается около 50 тыс. т/сут и это оптимальный уровень чтобы с одной стороны наполнить спрос, а с другой, не уронить или взвинтить цены. Динамика поведения цен носила разнонаправленный по НПЗ характер. Средневзвешенная цена биржевых сделок за неделю понизилась на 0,9%, до 55,450 (-490) р/т).
Активизировались сделки с трубным дизелем. Каждая его пятая тонна контрактуется на условиях прокачки по трубе. Всего задействовано на бирже 9 ЛПДС, но только четыре из них торгуют регулярно и занимают основную долю рынка, это – ЛПДС Салават – 39%, ТАНЕКО – 18%, Черкасы – 16%, Самара – 14%.
Из иных новостей:
Горькую усмешку в трейдерском сообществе вызвала новость, опубликованная 30 июня «об изменении тарифов на услуги по перекачке нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов с 01.07.2022». Под лукавым термином «изменение» Транснефть, как уже подсчитали трейдеры, скрывает 11-процентное удорожание услуг по перекачке топлива. В качестве обоснования монополия ссылается на опубликованный приказ ФАС от 26.05.2022 № 408/22, разрешающий проиндексировать тарифы на перевозку каменного угля. Будет ли реагировать ФАС на столь вольное истолкование её приказов, неизвестно. Если же не заметит подлога, то под лозунгом «уголь-хлеб экономики», можно будет и цены на булку хлеба поддернуть вверх простым уведомлением на сайте магазина.