Обзор за 6 – 10 июня 2022 г.
Позитивные сигналы начали поступать с розничного рынка моторного топлива. Интерфакс с ссылкой на участников топливного рынка сообщает, что «если в апреле-мае на заправках четко прослеживалось падение спроса на 10-15%, то уже несколько недель реализация топлива идет в рост». При этом на трассе М4 «Дон», соединяющей центр России с южным направлением, наблюдается увеличение продаж бензина до 30%. Ограничение полетов на Юг со стороны Росавиации, а также перегруженность заявками железнодорожного сообщения не оставляют автомобилисту иного варианта, кроме как воспользоваться собственным транспортом.
В некоторой степени этот сигнал был воспринят и участниками оптового рынка. Конечно о 30-процентном росте спроса нет и речи, но сползание в яму, которое наблюдалось еще неделю тому назад, прекратилось. Рынок бензина, похоже, оттолкнулся от дна. Всплытие пока недостаточно уверенное, но интерес к покупкам проявился на большинстве НПЗ.
Индекс REG подрос за неделю на 2,1%, до 37280(+750) р/т, индекс PRM – на 1,5%, до 40880(+600) р/т. Восходящую траектории возглавили Ангарский, Ачинский, Сургутский, Яйский НПЗ, где цены подросли от 2 до 5%. Однако говорить о тенденции пока рано. В последние дни недели наблюдается коррекционный откат вниз. Этот процесс проявился на половине из представленного списка заводов, а такие гранды как Уфа, Самара, Салават, Рязань проявили сдержанную, около нулевую динамику, что не дает полной уверенности в том, что восходящая динамика приобрела необратимый характер. Дело в том, что запас мощности российских НПЗ способен без особых проблем насытить любой по интенсивности всплеск спроса, сбить ажиотажную волну.
Несколько обескураживает реакция оптового рынка, точнее её отсутствие, на вот уже четвёртое подряд снижение ключевой ставки Центробанка. За два месяца, с 8 апреля по 10 июня, ставка понижалась с 20% до предкризисных 9,5%. В дни, когда ЦБ 28 февраля взвинтил ключевую ставку с 9,5 до 20%, трейдеры почти мгновенно обрушили биржевые цены на 25%, а снижение, вроде как, и не заметили. Маржинальность продаж бензина достигла исторических вершин. Было бы логичным поделиться независимым АЗС чуть ли не 50-ти процентной доходностью бизнеса на бензине с рынком, понизив розницу хотя бы на 5-7%, но, видимо глухая обида за прошлогодние убыточные итоги, сдерживают патриотический порыв.
Нельзя не отметить, что и на АЗС владельцы снижают цены, но уступки копеечные. Всего, начиная с марта, бензин за три месяца подешевел на 0,7-0,8% или на 34-37 коп/литр, а оптовые цены подешевели при этом на 4,5-5,0 р/литр. Вот такая вышла несоразмерность. Таит она в себе будущую интригу: ждать ли реакцию регуляторов рынка на столь необычную ситуацию?
На этом фоне часто поступает вопрос о том, как поведут себя цены на АЗС до конца года? По логике — должны снижаться, но розничные цены, в отличие от оптовых, регулируются государством по принципу «инфляция минус». А тема инфляции — темная. Были прогнозы Банка России чуть ли не до 18-23%, а вчера, регулятор понизил, с учетом денежно-кредитной политики, свой прогноз до 14-17% к концу 2022 года, предупредив – «проинфляционные риски сохраняются». Нынешняя официальный показатель инфляции в годовом исчислении составляет величину 11,8%. При этом бензин на АЗС с июня 2021 по июнь 2022 года подрожал в среднем по РФ на 4,5-4,9% (плюс 2,0-2,4 р/л) в зависимости от его марки. Как видим, бензин еще не выбрал разрешенную квоту удорожания до прогнозных 14%. Потенциал удорожания сохраняется, но несмотря на это обстоятельство, ожидать дальнейшего удорожания скорее всего в этом году уже не следует. Подтолкнуть вверх цены на АЗС может только подорожавшие на 20-25% оптовые цены, а они, судя по избытку предложений на внутреннем рынке таким потенциалом не располагают.
Что касается дизельного топлива, то его отток на внешние рынки обвалился не столь радикально, как бензина и его фракций. Напомню, экспорт фракции под названием «Бензин стабильный» обвалился в мае по разным оценкам на 40-45%, а дизельного топлива всего лишь на, примерно, 5%.
Нефтяники не зажаты необходимостью реализовать избыток на внутреннем рынке. Им, в обход санкций, удалось поддержать объем экспорта этой востребованной товарной позиции на докризисных объемах.
Биржевые цены после окончания посевной кампании обосновались на горизонтальной траектории и, вероятно, останутся на ней до активного начала уборочной страды, а далее, с сентября рынок начнет переключаться на морозостойкие сорта, что как правило сопровождается сезонным ростом оптовых и розничных цен вплоть до января 2023 года. К нынешним дням средняя по РФ цена ДТ на АЗС установилась на значении 54,42 р/л с показателем удорожания 9,5%.
О наполнении внутреннего рынка дизтопливом свидетельствуют следующие данные. За январь- май 2022 года на внутренний рынок выгружено дизтоплива разных сортов 18% больше, чем год назад за такой же срок. Этот факт свидетельствует о примерно таком же росте внутреннего потребления. При этом объемы реализации через биржу выросли на 40% в первичном звене, что свидетельствует уже о изменении в структуре клиентского списка биржи. На биржу пришли крупные потребители топлива. Средний вес одной сделки потяжелел до 204 т против 196 тонн в 2021 году.
Неделя, как и в бензиновом сегменте прошла с незначительным ростом спроса в первые три дня. Однако устойчивая тенденция роста не сформировалась. В конце недели на половине из представленных в таблице НПЗ цены сделок корректировались на понижение. Балансирование рынка около уровня по индексу DTL, близком к 55000 р/т сохранится.