Обзор за 23 – 27 мая 2022 г.
На неделе случился отскок биржевых индексов на моторное топливо. Причем довольно интенсивный. Бензиновые ценовые индексы, плавно снижающиеся подряд на протяжении семи торговых сессий, вдруг подскочили за два дня недели на 2,2-2,9%, дизельное топливо – на 0,9%.
Что побудило трейдеров резко изменить поведение, точного ответа нет. На поверхности лежат два фактора. Первый – Центробанк 26 мая объявил о снижении ключевой ставки с 14 до 11%. Этот мощный фактор удешевления затрат на кредитования сделки, растягивающейся как минимум на один, а порой и до трех месяцев, сработал. Точно так же отыграл рынок и новость от 29 апреля, совпавшей по времени с предыдущим понижением ключевой ставки с 20 до 17%. В те дни подскок бензиновых индексов, как в нынешней ситуации, оценивался гэпом вверх на 1,9-3,0%, после чего рынок успокоился, а затем и вовсе впал в уныние, продавив оптовые цены бензина вниз на 6-9%. Второй фактор подскока связан с эмоциональным состоянием рядового трейдера. К моменту отскока бензиновые индексы обновили дно ямы, в которую провалился рынок в первые дни марта на новости о повышении ключевой ставки до 20%. Настало время выбираться из ямы, решили для себя трейдеры, оживили спрос практически на всех базисах и по всем инструментам. На этом фоне и продавцы не скупились, выставляя на продажу дополнительные ресурсы. Объем реализации бензина на вспыхнувшем спросе подскочил на 20%, с 37 до 44 тыс. т/сут.
Теперь вопрос, будет ли рынок выбираться из ямы или останется в ней? Частично на этот вопрос дают ответ биржевые планы нефтяных компаний по реализации топлива в июне2022 года. Они выше, чем майские на 7% по бензину и на 4% — по дизелю.
Незначительно, относительно мая, планируют сократить продажи 9 из представленных в таблице заводов. Наиболее весомые из них – это Комсомольский НПЗ, сократит реализацию бензина 30%, КИНЕФ, Ангарск – на 17%, Самарская группа – на 11%. При этом мощный приток ожидается от Перми, ТАНЕКО, ЯНОСа – в полтора раза, от Уфимской группы – на 11% и, наконец, в семью поставщиков топлива на биржу влился Краснодарский НПЗ (ГК «Славянск ЭКО») с ежесуточным вкладом порядка 300 тонн бензина марки Аи92.
Суммарно этот фактор перекроет не только планы мая, но и на интервале в один год нынешний план выше июньского 2021 года по бензину на 15%, по дизелю — на 40%, по СУГам — вдвое. Как видим, производители готовы насытить рынок топливом с учетом летнего оживления спроса на АЗС. Вот только непонятно, ответит ли спрос ожиданиям производителей? Не исключена вероятность остаться индексам на дне до июля-августа, когда хорошая летняя погода, отпускной сезон и спрос на топливо выйдут в зенит.
В сегменте дизельного топлива вспышка интереса к покупкам с целью зафиксировать цены на дне так же, как и в бензине, имела место, но более вялая. Индекс DTL приподнялся всего на 0,9%, до 55270(+510) р/т. Мотором роста казались в основном сделки с трубным дизелем, где подорожание за неделю оценивается как 1,5-2,7%.
По остальным базисам движение индексов носило разнонаправленный хаотичный характер, что в бОльшей степени характерно для уравновешенного состояния рынка. Вероятно, он таковым останется до осенних дней, поскольку посевная компания уже завершилась, а до уборочной впереди еще два месяца. Заводы прекратили выпуск межсезонного дизеля, но продолжают выпускать зимние сорта. При этом доля зимних сортов в общем объеме производства довольно высока – 25%.
Розничные цены вот уж 11 неделю подряд скользят вниз. Начиная с первых дней марта Средняя по РФ цена литра Аи92 подешевела на 0,7%, до 47,28(-0,32) р/л, Аи95 – на 0,5%, до 51,34(-0,27) р/л, дизельного топлива – на 1,1%, до 54,46(-0,58) р/л.
Необходимость в демпфере в нефтяной области, призванного ограничить экспорт в пользу внутреннего рынка, в нынешних внешних ограничениях по экспорту, отпала. Тем не менее, он не отменен. Минфин продолжает начислять нефтяным компаниям субсидию в размере порядка 35 тыс. руб за каждую выгруженную на внутренний рынок тонну бензина марки Аи92 и порядка 25 тыс. руб за тонну дизельного топлива. Вместе с тем, ведомство сообщило, что планируемая ранее коррекция параметров демпфера и ставки НДПИ в виду произошедших в феврале событий, потеряла актуальность. Изменений демпфера и налоговых ставок в этом году не планируется.
Из свежих новостей:
Первоначальный шок, обусловленный потоком санкций, включая запреты на вывоз нефти и нефтепродуктов из России, обрушившихся на нефтяную отрасль, начиная с первых дней марта, проходит. По словам А. Новака: «в апреле добыча нефти сократилась почти на миллион баррелей в сутки, а в мае этот показатель уже увеличился на 200-300 тысяч и мы рассчитываем, что в июне пойдет дальнейшее восстановление».
Картина биржевых сделок с моторным топливом дает основание предположить, что по итогам скромной реализации топлива на АЗС в праздничные дни, участники рынка разуверились в собственных надеждах на оживления спроса в связи с переориентацией туристического потока с внешнего контура на внутреннее пространство. Пессимизм трейдеров выразился в виде сокращения спроса в первичном звене, а его несоразмерность с избыточными объемами предложений товара в биржевом стакане, сформировали понижательную тенденцию в стоимостном измерении. Средневзвешенная цена бензина Аи95 просела за неделю на 3,2%, до 41780(-1380) р/т, бензина Аи92 – на 3,3%, до 37800(-1270) р/т. При этом волна спада прокатилась по всем НПЗ, придавив цены на каждом из них от 2 до 6%.
Говорить о том, куда двинется рынок бензина в июне, пока проблематично. Можно лишь утверждать, глядя на приложенную диаграмму поведения индекса REG в 2021 году, что ежегодная цикличность роста спроса на топливо в период летних отпусков вряд ли повториться в масштабе, когда они от мая к августу подскочили на 13%. Текущие индексы (37800 р/т) почти сравнялись с глубиной ямы, пришедшейся на 11 марта (37400 р/т). Нельзя исключать, что будет пробито и это дно. Вместе с тем, надежда на летнюю активизацию потребления бензина не должна покидать трейдера. Лето, каким бы холодным оно ни стало, не отменяет график отпусков и путешествий по стране. Рынок обязательно выберется из ямы потребительского спроса.
Темпы наполнения рынка моторным бензином на 7,4% превышает прошлогодний показатель. Так, за апрель и 19 дней мая среднесуточный объем выгрузки на внутренний рынок оценивается на уровне 73 тыс. т/сут против 68 тыс. т/сут годом ранее за такой же срок. Примерно в такой же пропорции, на 6,4%, выросли объемы и биржевых продаж, с 32,8 до 34,9 тыс. т/сут. Здесь же выплывает и иная цифра: не 10%, не 12%, а чуть менее половины выгружаемого с заводов на внутренний рынок бензина, реализуется через биржу СПбМТСБ.
Розничные цены бензина на фоне непривычно высокой маржинальности продукта продолжили неспешное снижение. По состоянию на 13 мая средняя по РФ цена бензина подешевела за неделю на 1 коп, марка Аи95 – до 51,39 р/л, марка Аи92 – до 47,32 р/л. В сегменте дизельного топлива коррекционное снижение за счет переключения потребителей на летние сорта, завершилось. Мониторинг регистрирует незначительный рост, всего на одну копейку вверх, до 54,50 р/л.
В оптовом звене пессимизм по поводу будущего спроса перекинулся и на дизельный сегмент. Топливо по индексу DTL подешевело за неделю на 2,5%, до 55110(-1390) р/т. Однако картина не имела единообразного спада, а отличалась разнонаправленностью векторов по НПЗ. Одна половина заводов, а это наиболее мощные по объемам реализации, демонстрирует довольно интенсивный спад цен, а другая –такой же рост цены сделок.
Наполнение рынка дизельным топливом за апрель и 20 дней мая текущего года опережает прошлогодний показатель на 22% и держится на среднем уровне 89 тыс. т/сут против 73 тыс. т/сут годом ранее. При этом биржевые обороты выросли на 11%, до 35,9 тыс. т/сут.
О будущем поведении рынка дизтоплива можно лишь гадать. Здесь много нелогичности, действуют скрытые факторы. В отличие от бензина, где оптовые цены обвалились под действием вспыхнувшей кредитной ставки и до нынешних дней так и не восстановились, в дизельном сегменте «яма» быстро была засыпана повышенным спросом. В первую очередь под посевную кампанию.
Так, в феврале 2022 г. среднесуточный объем биржевых сделок с дизелем, включая зимние и межсезонные составлял 44 тыс. т/сут, в марте подскочил к 51 тыс.т/сут, а в апреле вновь ввернулся к уровню 40 тыс. т/сут. Понятно, что такая тенденция обусловлена льготными по ставке до 5% кредитами сельхозпроизводителям по ставке до 5%. Заметная часть государственного лимита льготного субсидирования и выбрана аграриями на закупку дизтоплива под, начавшуюся с марта посевную кампанию. Осуществившая до 2017 года система поддержки аграриев заключалась в обращении правительства к нефтяным компаниям заключить прямые договоры с фермерами, гарантирующие поставку топлива в посевную и уборочные дни. Позднее её заменили на прямое субсидирование. Аграрии напрямую или через местных трейдеров пришли за топливом на биржу. Именно этот фактор, наряду с вымыванием эрзац-дизеля (судового маловязкого топлива) объясняет повышение биржевого спроса на товарный дизель.
Из других новостей:
Яйский НПЗ и сеть быстрого питания Макдональдс вдруг оказались в одной корзине. Американская корпорация McDonald’s сообщила о продаже своей сети из 850 пунктов быстрого питания в России новому владельцу. Им стал кузбасский коммерсант, соучредитель нефтяной компании АО «НефтеХимСервис» (Яйский НПЗ) А. Говор. Сделка по продаже уже запущена. Открытие ресторанов запланировано на июль. О новом названии сети пока неизвестно, но, замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов сообщил, что сеть под новым брендом, скорее всего, сохранит старую рецептуру блюд.