Биржа СПбМТСБ

Обзор за 4 – 13 мая 2022 г.

Рынок бензина и дизеля застыл на позициях апреля. Ни вверх, ни вниз, хотя торги сопровождались порой значительными междневными колебаниями индексов, что характерно для неустойчивого состояния рынка. Поведение трейдеров характеризуется импульсивностью, резкими переходами внутри дня от апатии к покупкам до почти ажиотажного спроса.

Причина, полагаю, в том, что рынок топлива подошел к некоторому равновесию на минимальных с 2019 года уровнях и это обстоятельство невозможно считать нормальным. Равновесие на «дне»не может быть устойчивым. Внутренний рынок, да и вся бюджетная сфера испытывают невиданные ранее вызовы. Казалось бы, при нефтяных ценах свыше 100 долларов за баррель и высоких экспортных паритетах на топливо в полную силу должен заработать механизм демпфера. Он, действительно работает, начисляя субсидию порядка 37-38 тыс. рублей на каждую выгруженную на внутренний рынок тонну моторного топлива, но и без него, нефтяное эмбарго и укрепившийся рубль удерживают оптовые цены на дне.

Продавить цены еще ниже нефтяные компании вряд ли смогут, а отскок вверх вполне вероятен. Вот почему так нервничают трейдеры.

В среднем, по итогам первой майской шестидневки, цена Аи92 удержалась на уровне 39610 р/т, что 4,5% ниже апрельского уровня, цена Аи95 удержалась на уровне 43190 р/т, что 4,4% ниже апрельского показателя.

Вместе с тем объемы предложений товара со стороны НПЗ достаточно высоки для удовлетворения любого спроса. Более того, как только биржевые цены начинают движение вверх, производители тут же добавляют ресурса. Крупнейшими поставщиками бензина Аи92 за 6 рабочих дней мая стали Сургутский ЗСК, нарастивший реализацию в 4,5 раза, 780 до 3660 тыс. т, ТАИФ НК – в 7 раз, до 2,8 тыс.т, Ангарск, Уфа, Салават, Омск. При этом с 6 мая прекратили реализацию Комсомольский, Киришский НПЗ, ограничившись и без того незначительными объемами продаж.

В целом, объемы биржевых продаж бензина при наличии явного избытка не удивляют масштабами. За апрель и 13 дней мая текущего года суммарно реализовано бензина в первичном звене в количестве 916 тыс. т, против 867 тыс. тонн за такой же срок годом ранее. Рост – 5,6% и вероятно объясним окончанием пандемийных ограничений. В такой же пропорции, на 6,5%, возросли и поставки автобензина на внутренний рынок. А вот экспорт съежился на 37%. Большие надежды на увеличение потребления топлива ожидают в этом году нефтяные компании и трейдеры с началом туристического сезона. По прогнозам туроператоров, чуть ли не 80% легкового автопарка станут на колеса и двинутся этим летом в путешествие по родной стране. Если это так, то бензина на всех хватит.

В сегменте дизтоплива протекают аналогичные процессы. Предложений сверх спроса, но при хаотичном разнонаправленном векторе цен по НПЗ, средний показатель оставался малоподвижным.

Средневзвешенная цена первичных сделок с летними сортами за 4-13 мая составила 56550 р/т, превысив апрельский уровня (56340 р/т) на 0,4%. Практически совпал с ним. И что примечательно, интерес к покупкам дизеля со стороны трейдеров не ослабевает. Так, среднесуточная реализация в мае подскочила на 22% относительно апреля, с 33 до 40 тыс. т/сут. При этом отгрузки топлива на внутренний рынок нефтяные компании урезали, начиная с середины апреля, на 20 тыс.т/сут, и в то же время нарастили экспорт на 14 тыс. т/сут.

На общем фоне заметно, на 1,0-1,2% прирастали цены сделок с трубным дизелем. Встречное движение, при котором биржевой спрос на топливо растет, а объемы выгрузки на внутренний рынок сокращаются может, если сформировавшиеся тенденции будут иметь продолжение, создать условия для отскока биржевых индексов вверх. Пока такие условия еще не созрели, но осмотрительность по этому продукту не будет лишней.

Рынок все более глубоко погружается в короткие сделки, на нефтебазах. Так, за январь–апрель текущего года на бирже совершено 3118 сделок (контрактов) с дизельным топливом на условиях самовывозом автотранспортом, против 2770 контрактов в 2021 году за такой же срок, включая пункты автомобильного налива на НПЗ. В сделках приняли участие 82 нефтебазы, против 49 годом ранее. Их география полностью охватывает территорию России с Севера на Юг и с Запада на Восток.

Розничный рынок спокоен. Бензин и дизель малыми шажками, но вот уже девятую неделю подряд отступают все ниже и ниже. Средний по РФ литр бензина подешевел на 23-27 коп (минус 0,4-0,5%), литр дизеля – на 55 коп (минус 1,0%).  Основной вклад в это снижение внесли независимые сети АЗС, где маржа из-за резкого обрушения оптовых цен, начиная с марта. достигла исторических максимумов. Росстат фиксирует снижение розничных цен бензина в 74 и з85 субъектов РФ. Наиболее глубокая корректировка на 2,5-7,0% регистрируется на Дальнем Востоке (Забайкалье, Сахалин). На противоположном полюсе — Майкоп, где бензин подорожал на 1,4-3,1%, а также Томск, Тверь, Новгород, Крым, где удорожание литра составило 0,1-0,3%.

Из других новостей:

Британско-нидерландская компания Shell сворачивает свой бизнес в России, сообщает «Ъ». Компании принадлежит сеть из 240 собственных АЗС и еще 171 дилерских пунктов, а также завод смазочных материалов в Тверской области. Активы компании покупает ЛУКОЙЛ. Для нового владельца сделка даст возможность увеличить реализацию собственного производства бензина и дизеля примерно на 1,5 млн. тонн в год, что в условиях ограничения экспорта, наложенных на российские нефтекомпании, довольно существенное подспорье. Сделку планируют завершить до конца года, а пока ЛУКОЙЛ ждет заключения ФАС.

Смотрите также

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26