Обзор за 25– 29 апреля 2022 г.
Торги на СПбМТСБ вот уже третью неделю протекают в спокойной атмосфере. Незначительные междневные колебания ценовых индексов характеризуют некую сбалансированность рынка. Покупательский спрос чутко реагирует на поведение продавцов. Так, в сегменте бензина марки Аи92 нефтяные компании урезали продажи относительно предыдущей недели на 7%, (до 21,9 тыс. т/сут), как тут же рынок отреагировал, пусть и незначительным, но почти повсеместным ростом цены. Обратная картина случилась в сегменте высокооктанового Аи95, здесь нефтяные компании почти на всех заводах нарастили объемы предложений суммарно на 20%, (до 12,4 тыс. т/сут), что тут же отразилось снижением цен на большинстве НПЗ.
По итогам недели среднее значение индекса REG упало относительно предыдущей на 2,2%, до 39390 (-880) р/т), индекса PRM – на 2,5%, до 42990(-1090) р/т).
Участники торгов с нетерпением ждали публикацию планов нефтяных компаний по реализации нефтепродуктов в мае, хотя были почти уверены, что они сокращены не будут. Избыток нефти, поступающей на внутренний рынок, да и высокий объем продаж бензина на последней неделе апреля из ресурсов майской переработки нефти, действовал успокаивающе на покупателей. Их ожидания подтвердились. Объемы биржевой реализации всех основных видов нефтепродуктов в мае будут увеличены: бензина на 4%, дизтоплива – на 16%, однако с учетом календаря (18 рабочих дней в мае против 21 дня в апреле), среднесуточный объем реализации бензина вырастит относительно апрельских планов на 21%, дизтоплива – на 35%. Заметный пятикратный рост реализации бензина и дизеля ожидается от завершившего ремонт ТАИФ-НК, полуторакратный рост намечают Уфимская группа НПЗ, Рязанский, Московский, Волгоградский заводы. На полную выходит Саратовский НПЗ. Сокращение выпуска бензина планируют провести в мае: Комсомольский НПЗ, сократив выпуск топлива в пять раз, Пермский НПХ – сократит продажи бензина на 40% и ДТ — на 5%, понизят продажи на 5-10% Самарская группа и КИНЕФ. Неожиданным стало сообщение о внеплановой остановке Астраханского ГПЗ. С 25 апреля его товар уже не выставлялся на бирже, а на май и планы отсутствуют.
Общий взгляд на рынок бензина дает основание полагать, что и в мае, с учетом достаточно высокого объема предложений товара, рынок бензина останется в нейтральном состоянии, хотя решение Центробанка от 29 апреля о снижении ключевой ставки с 17 до 14%, а также приближение страны к началу летних отпусков может, как и в мае прошлого года, придать импульс к активизации спроса и соответственно подтолкнуть оптовые цены бензина от нынешнего дна на, примерно, 3-4% вверх.
На фоне крайне низких оптовых цен, обвалившихся до уровней января-марта первого пандемийного 2020 года, розничный бизнес приносит владельцам независимых сетей АЗС сказочные доходы. Так, на московском рынке дифференциал между прайсом АЗС бензина Аи92 около 47,80 р/л и мелкооптовой ценой на Володарской ЛПДС порядка 32,8 р/л достигает 15 р/л или 45% от закупочной стоимости.
Независимой рознице есть куда подвинуться, но пока мы наблюдаем реакцию более чем скромную – всего на 3-7 копеек за март-апрель понизили розничные цены бензина московские предприниматели при марже 12-14 рублей на одном литре.
Тем не менее, здесь следует дать некоторые пояснения. Анализ динамики сокращения цен на АЗС показывает, что в регионах с доминирующим на территории сетей ВИНК снижение минимальное или вовсе отсутствует. В той же Москве, где рынок почти полностью поглощен четырьмя НК, средний прайс бензина просел на 3-7 коп, а уже в Московской области, где сеть независимых АЗС более широка – на 20-25 коп.
Дело в том, что нефтяные компании уже внесли свою лепту в рыночное оздоровление, понизив оптовые цены. Мотива опустить розницу у них нет. Поэтому в таких городах, как Пермь, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Омск, Самара, Саратов, где к тому же расположены крупные НПЗ, прайс на АЗС за два месяца практически не поменялся. Свой вклад автовладельцы вправе ожидать от независимых сетей.
В сегменте дизельного топлива рынок на неделе сменил тренд с вяло сползающего на такой же вяло растущий. Явных причин такого поведения не просматривается, но тенденция к росту охватила все без исключения заводы. Средневзвешенный показатель цены по индексу DTL подрос за неделю на 1,5%, до 56180(+830) р/т. Сами производители не подстегивали рынок, обеспечивая спрос в полном объеме, хотя не без перекосов. Наиболее интенсивно подросли спрос и цены на Ангарске и Омске (ДТ по ТУ), что можно объяснить реакцией рынка на прекращение с 15 апреля продаж дизеля Комсомольским НПЗ. В этом же ряду оказался и Омский НПЗ.
Обрезал по неизвестным причинам продажи Киришский НПЗ до 260 тонн в неделю при плане не менее 2,210 тыс. т в торговую сессию. Если говорить о самой компании Сургутнефтегаз, то ведет она себя на бирже довольно своеобразно, можно сказать непредсказуемо. Может на несколько дней закрыть продажи или вдруг выстрелить пятитысячным объемом. Требования «регулярности и равномерности» написаны видимо не для неё. А в декабре прошлого года и вовсе назрел конфликт: не пускает СНГ в свою вотчину конкурентов, отказывается от поставок с Киришского НПЗ. Крупные нефтяные компании, включая «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Татнефть», располагающие собственными сетями АЗС в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, направили в ФАС жалобы о «уклонении СНГ от заключения договоров поставки нефтепродуктов» в дополнительную торговую сессию.
Ведомство, проведя собственный анализ, подтвердила факт нарушения антимонопольного законодательства компанией, доминирующей в Северо-Западном регионе РФ и выдало предупреждение устранить злоупотребление не позже чем в 60-дневный срок. Предупреждение не было исполнено. Последовали встречный иск, тяжба, суд, которые затянулась на четыре месяца и наконец завершились решением Арбитражного суда Москвы суда мировым соглашением. Надолго ли?