Биржа СПбМТСБ

Обзор за 6–10 декабря 2021 г.

Три шага вверх, два вниз, так следует охарактеризовать поведение рынка бензина на прошедшей неделе. Боязнь прозевать «дно», а оно, действительно, оказалось на минимуме с начала года, трейдеры в первые три дня недели с невероятной энергией набросились на товар и разогнали цены на 4-5% вверх, после чего одумались и скорректировали их на 3,5% вниз.

Для предновогодних торгов такое поведение рынка обычная картина: до середины декабря цены сделок с бензином имеют как правило турбулентный характер, без ярко выраженной динамики, но начиная с середины декабря, а это совпадает с началом последней в году торговой сессии, наблюдается отрыв в среднем на 7% вверх.

Об этом свидетельствуют ниже представлены три графика поведения цен биржевых сделок с бензином по индексу REG в зиму 2019-2020 г, зиму 2020-2021 г. и в зиму 2021-2022 г. Удивительное совпадение характера поведений индекса REG в нынешнем декабре с декабрем 2020 года дает нам основание предположить, что и вновь наступающая неделя покажет нам в первые дни некую турбулентность около вновь обретенных уровней, а уже затем, и тем более на заключительной неделе, с 23 по 27 декабря подбросит индексы REG от нынешних уровней на 7%, а индексы PRM – на 9%. Такие ориентиры дает нам статистика декабря предыдущего года.

Снижение цен бензина от оптового перекинулось и на мелкооптовый рынок, однако розница продолжает расти как будто бы не видит изменений в опте. За прошедшую неделю Росстат фиксирует удорожание литра бензина в среднем по РФ на 16-18 коп. По отдельным регионам, а это Уфа, Волгоград, Казань, Краснодар, показатель недельного роста достигает 35-40 копеек. Вероятно, производители подгоняют розничные цены под общероссийскую инфляцию. Она в годовом исчислении вышла к декабрю согласно официальной статистике на уровень 8,4%. Бензин укладывается в этот ориентир, марка Аи92 подорожала на 8,4%, до 46,88(+3,65) р/л, марка Аи95 – на 8,0%, до 50,73(+3,76) р/л. И только дизель не укладывается в рекомендуемую регуляторами норму. В этом сегменте удорожание оценивается на уровне 9,7%, до 53,33(+4,73) р/л. Причем Уральский, Сибирский и Дальневосточный регионы, где зима длиннее и злее, еще дальше убежали от рекомендованных ориентиров. На Урале литр дизеля подорожал в годовом исчислении на 11,5%, до 54,93(+5,65) р/л, в Сибири – на 13,6%, до 56,81(+6,78) р/л, на Дальнем Востоке – на 14,4%, до 60,85(+7,68) р/л.

Тема маржинальности АЗС в бензиновом сегменте ослабла, а в дизельном – обострилась. Автозаправки в регионах, где температура воздуха опустилась до минус 17°С и ниже, вынуждены закупать исключительно зимние классы дизтоплива, а цены на него как никогда ранее высоки. Наиболее неблагоприятная ситуация традиционно наблюдается на Дальнем Востоке. На нефтебазах Комсомольска, Хабаровска, Благовещенска мелкооптовые цены дизтоплива класса 2 (минус 32°С) сложились на уровне 75000-77000 р/т или по 64-65 р/литр в литровом эквиваленте. При этом розничные не превышают 58 р/л. Бизнес с убыточностью 10% долго не проживет. Удаленность от центров производства угнетает независимую розницу в ДФО как в никаком другом регионе. Помощь от правительства ожидается только в следующем году. По просочившимся от коллег сведениям, Минфин заложил в проект бюджета на 2022 год сумму порядка 9,8 млрд. руб для субсидирования ЖД-перевозок бензина и дизтоплива в регионы ДФО. Насколько эта мера ослабит давление на цены и каким механизмом она будет реализована покажет будущий год. Предварительные расчеты показывают, что названная сумма может снизить уровень цен за счет удешевления ЖД тарифа примерно на 7 тыс. р/т на объеме топлива поставляемого извне в Хабаровский и Приморский Края.

Биржевые цены зимних классов пока прекратили рост и, вероятно, останутся на уже достигнутых значениях до середины января, после чего прейдут к фазе спада, которая продолжится до конца зимы.

Что касается летних и межсезонных сортов, то они, подобно бензину, со второй половины декабря войдут в фазу роста спроса и цен на фоне пополнения трейдерами запасов пред началом длительных, почти двухнедельных, новогодних каникул.

Типичную динамику поведения цен зимнего и межсезонного дизеля перед и после новогодних праздников иллюстрируют ниже представленные диаграммы. Исходя из замкнутости внутреннего рынка дизельного топлива можно предположить, что и нынешний сезон повторит сценарий прошлых лет.

Смотрите также

Николай Шульгинов провел первое заседание Комитета Государственной Думы по энергетике в статусе его председателя.

В рамках рассмотрения вопроса о плане работы Комитета на осеннюю сессию, Николай Шульгинов обозначил ряд тем, которые станут приоритетными: это обсуждение проекта Энергетической Стратегии –

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26