Обзор за 18– 22 апреля 2022 г.
Прошедшая неделя не отметилась какими-либо неожиданными новостями или событиями, способными радикально изменить устоявшийся ход биржевых торгов моторным топливом. Состояние биржевого рынка удерживается в относительном равновесии вторую неделю подряд. Тем не менее избыток предложений товара относительно невысокого спроса формирует в целом, пусть и незначительную, но отрицательную динамику. За прошедшую неделю средневзвешенный показатель цены сделок с бензином марки Аи92 просел на 4,8%, до 39610 (-2020) р/т, с бензином Аи95 — на 2,5%, до 43580(-1110) р/т. Продавцы пытаются простимулировать спрос, удержать цены от спада, сокращая в отдельные дни объемы предложений товара, но отложенный ресурс тут же всплывает в торговом окне на следующий день, нивелируя предыдущий подскок.
Устойчивую динамику снижения продаж из общего списка продавцов проявили лишь Самарская группа, сократившая последовательно объем реализации Аи92 в 2,3 раза, с 3840 т/сут в начале недели до 1620 т/сут, в конце; Сургутский ЗСК – в 2,7 раза, до 720 т/сут; Уфимская группа – в 1,7 раза, до 1260 т/сут. Вероятно, эти заводы планируют и подают рынку сигнал о том, что готовятся к сокращению выпуска этой продукции в наступающем мае, хотя достоверные цифры, а за ними и кроется интрига будущего поведения рынка, проявятся на следующей неделе в виде биржевых планов нефтяных компаний.
В сегменте дизельного топлива наступил момент насыщения рынка товаром и вот уже вторую неделю подряд наблюдается медленное сползание оптовых цен.
За прошедшую неделю индекс DTL просел на 2,4%, до 55340(-1330) р/т. Такому поведению способствовало последовательное нарастание объемов предложения товара. Две недели назад, 11 апреля, цены дизтоплива вышли на локальный максимум около 57800 р/т при объеме реализации порядка 32 тыс. т/сут. Этого количества оказалось достаточным для полного удовлетворения спроса и даже несколько излишком. Продавцы тем не менее продолжили день ото дня наращивать объемы предложений товара до 44 тыс. т/сут, что повлекло за собой спад оптовых цен. Наиболее интенсивный провал пришелся на Волгоградский НПЗ – минус 2700 р/т, Самарскую группу – минус 2270 р/т. ЛПДС Черкасы – минус 2160 р/т, Салават (ЖД) – минус 2150 р/т, Салават (труба) – минус 2100 р/т).
По темпам прироста реализации дизтоплива лидировали: ЛПДС Салават, нарастившая реализацию в десять раз, до 10,1 тыс.т/сут, Салават НХК (по ЖД) – в три раза, до 2,0 тыс.т/сут, Уфимская группа – в 2,3 раза, до 3,12 тыс.т/сут. Перед крупными производителями топлива в нынешние дни стоит почти неразрешимая проблема: с одной стороны, им необходимо будет принять на заводы избытки товарной нефти, не нашедшей из-за нынешних политических обострений экспортных направлений, а с другой — не уронить в условиях перепроизводства оптовые цены внутреннего рынка. В этой связи, нефтяные компании могут отменить ранее запланированные ремонты НПЗ, по максимуму принять избыток сырья, а значит рынок останется на некоторое время профицитным, а цены продолжат испытывать давление сверху.
При этом розничные цены остаются на высоких уровнях, несмотря на незначительную корректировку вниз. Согласно последней по времени сводке Росстат от 15 апреля, средняя по РФ цена литра бензина марки Аи95 подешевела за неделю на 3 коп, до 51,43 руб, бензина – на 4 коп, до 47,40 руб, дизтоплива на 3 коп, до 54,29 руб. Всего же с начала года литр бензина АЗС страны подорожал на 30-40 коп. или на 0,6-0,8% в относительном измерении. Дизтопливо подорожало на 65 коп/л или на +1,2%.
Из других новостей недели:
Федеральная таможенная служба (ФТС) вслед за ЦДУ ТЭК «во избежание некорректных оценок, спекуляций и разночтений в части импортных поставок» временно приостанавливает публикацию статистики по экспорту и импорту всех групп товаров, включая нефтегазовые позиции, заявил журналистам глава ФТС г-н Булавин, сообщает «Интерфакс».
АО «ТАИФ» сменит название на «АО «СИБУР-РТ» в связи с приобретением в октябре прошлого года 83% акций у его бывших владельцев, в числе которых – А. Шигабутдинов, Р. Шигабутдинов, Р. Сультеев, Р. Шаймиев, в обмен на собственные акции и облигации, сообщает «Ъ». Изменения в учредительные документы компании внесены 18 апреля 2022 г.
Бирже СПбМТСБ предстоит готовить к реализации нового для неё инструмента – энергетический уголь. ФАС и Минэнерго, сообщает ТАСС, подготовили проект совместного приказа, согласно которому угольным компаниям, доминирующим на рынке, предлагается реализовывать через биржу не менее 10% угля марок Д (длиннопламенный) и ДГ(длиннопламенный-газовый). Наименование биржи не указывается, но полагаю, это будет СПбМТСБ, обладающая уже накопленным опытом организации торговли аналогичными инструментами.