Биржа СПбМТСБ

Обзор за 11– 15 апреля 2022 г.

Прошедшую неделю следовало бы охарактеризовать как выход рынка на равновесное состояние. Конечно же зыбкое и неустойчивое. Длительная двухнедельная посадка до локального дна к концу недели наконец-то прекратилась. Бензиновые индексы установились на значениях близких к 44650 р/т по марке бензина Аи95 и 41650 р/т – по марке Аи92. Вместе с тем, говорить о том что оптовые цены выбрались из ямы пока преждевременно. Еще большинство НПЗ, как следует из таблиц, остается не только под давлением избыточного предложения товара, но в связи с неопределенностью будущего спроса в конечном звене, а также с уже почти под завязку заполненными нефтебазами. К тому же, подсказывают коллеги, биржевым комитетом одобрено предложение нефтяных компаний радикально, чуть ли не вдвое, повысить штраф за сверхнормативный простой цистерн при нынешней ставке 1500 р/сут за каждую цистерну. Мало кто рискнет заказывать поставку топлива без твердой уверенности слить его в хранилище в нормативный срок.

Заполняемость хранилищ топливом на 7% опережает прошлогодний показатель. Так, за март и 15 дней апреля на бирже совершено сделок с автомобильным бензином в количестве 1,022 млн. т, против 0,960 млн. т годом ранее.

О дальнейшем поведении индексов говорить пока рано. Можно лишь предположить, что нефтяные компании, пожертвовав ценой, будут выставлять на торги все больше товара с целью по максимуму набрать заявок перед длительной паузой первомайских каникул. Вероятно, нефтяным компаниям на фоне сокращения экспорта нефти, сообщает ТАСС, а его объемы упали в первой половине апреля на 7,5% по сравнению с уровнем марта, не удастся существенно урезать загрузку собственных НПЗ в мае. Часть высвободившихся объемов не минует НПЗ. О загрузке можно будет судить по планам биржевых продаж, хотя эту информацию могут закрыть подобно тому как ЦДУ ТЭК – сообщает Интерфакс — уже ограничило распространение информации, «которая может быть использована в качестве дополнительного давления на российский рынок и его участников».

Для удержания цен от более глубокого спада правительство РФ утвердило Постановление, согласно которому нефтяные компании с первого марта могут выходить за рамки требования «равномерности и регулярности» для удержания рынка «от резких скачков цен», то есть сокращать продажи до необходимого уровня «в случае нестабильного спроса на топливо на бирже». При этом производители продолжат получать субсидии по механизму демпфера, хотя в исходной редакции нарушение правила «регулярности и равномерности» лишало их демпфирующей надбавки.

Тема корректировки демпфера отложена на «пару месяцев», заявил журналистам замминистра финансов А. Сазанов: «В данный момент рынок профицитен, поэтому принимать демпфер в ускоренном порядке не видим необходимости. При профицитном рынке дополнительный индекс платить по демпферу смысла нет. Если предложение больше спроса — сам рынок балансирует себя, дополнительного давления на цены нет». Напомню, согласно проекту, уже внесенного на рассмотрение в Госдуму, предполагалось с первого апреля повысить компенсационный коэффициент в формуле бензина демпфера до 0,83 (вместо 0,68 и 0,65) и понизить границу обнуления демпфера по дизелю с 120% до 115% от индикативного уровня.

В мелкооптовом сегменте динамика цен повторяет поведение биржевых сделок в зависимости отдаленности местной нефтебазы от НПЗ, обслуживающего данный регион. На ключевой для Москвы нефтебазе «ЛПДС Володарская» марка Аи95 подешевела до 49700 р/т, марка Аи92 – до 46200 р/т. Таких низких цен рынок Подмосковья не знал с мая 2020 года. На этом фоне дистанция между розничными и мелкооптовыми ценами, как показатель маржинальности АЗС Москвы, вот уже месяц как держится на рекордных значениях, порядка 35% (или около 12-14 р/л). Лишь только маржинальность по дизелю скатилась за март-апрель с 18 до 8% (с 9,5 до 4,5 р/л).

Биржевые цены сделок с дизельным топливом после длительного изнурительного восхождения наконец-то остановились в своем развитии. За прошедшую неделю топливо подешевело незначительно, но на абсолютном большинстве заводов. Индекс DTL просел за неделю на 2,1%, до 56670 (-1190 р/т). Лидерами по снижению цен оказались к тому же и лидерами по объему реализации топлива. Это Самара, Волгоград, ТАНЕКО, Рязань.

Биржевые цены дизельного топлива вернулись к докризисному уровню, 56-57 тыс. р/т. В отличие от бензина рынок дизтоплива довольно быстро погасил негативный эффект от резкого повышения Центробанком ключевой ставки до 20% (с последующим понижением до17%). Есть предположение, что к биржевым торгам дизелем подключилась мощная группа участников (кредитующих возможно посевную кампанию), для которой банковский процент не является препятствием. Об этом свидетельствуют данные по объему реализации дизеля. За март и половину апреля он вырос на 31%, до 1,447 млн. тонн против 1,105 млн. т годом ранее за такой же срок.

Розничные цены с первых дней марта демонстрируют отрицательную динамику. Один литр бензина подешевел за этот срок в среднем по РФ на 15-16 коп, дизельного топлива – на 42 коп. В сегменте бензина такая динамика объясняется усиливавшейся конкуренцией между сетями АЗС, чему способствует рекордная маржинальность. В дизельном сегменте спад розницы в Сибири и Дальневосточном округах связан в основном с переходом от дорогого зимнего топлива к летним сортам.

Смотрите также

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26