Биржа СПбМТСБ

Обзор за 4 – 8 апреля 2022 г.

Кризис переполнения внутреннего рынка нефтепродуктами, образовавшийся из-за сокращения экспортных поставок по причине нарушений привычного порядка в логистике, с невероятной силой прессует оптовые цены. Отрицательная динамика охватила все НПЗ. Индекс REG рухнул за неделю на 6,2%, до 42800(-2850) р/т, индекс PRM – на 4,2%, до 47090(-2050) р/т.

Собственно, избыток предложений бензина ощущался и ранее. Дополнительный импульс к более глубокому погружению рынка в кризис участники торгов получили 7 апреля после публикации в Интерфакс, согласно которому компания ТАИФ-НК «приостанавливает работу технологических установок в связи с отсутствием сбыта готовой продукции и затовариванием резервуарных парков». В письмах, разосланных 6 апреля своим контрагентам, компания просит согласовать возможность переноса отгрузки товара по ранее неотгруженным сделкам в срок по 15 мая 2022 года. Надо отметить, что объемы экспорта автомобильного бензина в текущем марте не упали, более того, они выросли относительно марта 2021 года на 36%, до 15,7 тыс. т/сут против 11,57 тыс. т, годом ранее. Сам по себе объем невысокий, его доля в общем объеме выпуска автобензина составляет около 18%, остальные 82%остаются на внутреннем рынке.

Основная же позиция российского экспорта бензиновых фракций приходится на сырье под названием «бензин стабильный». Здесь наблюдается обратная картина. На внутреннем рынке остается лишь 15-17% (5,5-7,5 тыс. т/сут) от общей выработки для дальнейшей переработки на нефтехимических комбинатах в пластмассу, а 83-85% (30-45 тыс. т/сут) — отправляется в дальнее зарубежье. Реестр грузополучателей довольно скромный, всего–то 10-12 государств, но лишь двое из них — Северная Европа (базис Нидерланды) и Южная Европа (базис Италия) совместно имеют долю в нем около 80%. Так вот, Нидерланды сократили покупки на 40%, с 17,2 до 10,2 тыс. т/сут, Италия – вдвое, с 8,7 до 4,2 тыс./сут, что и поставило под удар ТАИФ-НК. Суммарный объем экспорта резко обвалился на 40%, с 37 до 22 тыс. т/сут.

В тот же день «КоммерсантЪ» сообщает, что с подобными проблемами сталкиваются и заводы ЛУКОЙЛа. Хранилища мазута из-за энергичного сокращения его экспорта оказались переполнены товаром, что, как и с бензином, угрожает остановкой заводов. Во избежание грустного финала глава ЛУКОЙЛа предлагает временно перенаправить мазут в качестве топлива на ТЭЦ, понизив при этом экологические коэффициенты в платежах за негативное воздействие на окружающую среду.

Цены на мазут по индексу MZT(EVR) обрушились за неделю на 23%, до 15460(-4700) р/т. Наиболее интенсивное падение, на 20-24%, испытали Уфа, Самара, Салават, Москва. На этом фоне биржа с 8 апреля ограничивает границы колебания цены при подаче заявок с шагом не более чем на 1% в сторону увеличения цены и не более чем на 3% в сторону уменьшения.

И это пока первые ласточки. Положение с переполнением хранилищ настолько критично, что ЦДУ ТЭК до нынешнего дня так и не опубликовал сводку о состоянии рынка на 5 апреля, что вероятно связано с неразберихой или отсутствием первичных сведений от нефтяных компаний. Рынок даже не отреагировал на новость о том, что Центробанк с 11 апреля понижает ключевую ставку с 20 до 17%, хотя в нормальных условиях снижение финансовых затрат трейдеров способствует оздоровлению рынка. В нынешних условиях западных санкций, если они не изменятся, вырисовывается перспектива сокращения поставок нефти на НПЗ в апреле-мае, а совпадающий ними по времени рост потребления на АЗС может не только вытащить оптовые цены из ямы, но и вознести их на новые вершины.

Сегмент дизельного топлива на заявления нефтяных компаний о риске остановок НПЗ внешне не отреагировал. Здесь производители заметно подрезали продажи. Объем сделок на прошедшей недели сократился относительно предшествующей на 30%, до 31 тыс. т по среднесуточному показателю. Такой прием со стороны нефтяных компаний позволил не только удержать цены от падений, но и подтянуть вверх. С другой стороны, рынок дизеля подогревает интерес к пополнению запасов в преддверии и уже наступившей в южных областях посевной кампании. За прошедшую неделю оптовая цена летних сортов подросла на 2,0%, до 56730(+1100) р/т.

Вместе с тем, разнонаправленность динамики цен по НПЗ подает сигнал к тому, что рынок приближается к некому равновесному состоянию около уровня, близкого к 57000 р/т. При этом следует сделать оговорку: проблемы избыточности товара, будь то мазут или стабильный бензин, не решаются в одночасье, а решать надо.  Нефтяные компании вероятно пойдут по пути снижения загрузки заводов сырьем в мае, а возможно и на более длительный срок. Разбалансировка рынка вполне вероятна. В этой связи надо понимать, любые прогнозы несут в себе высокую степень неопределенности.

Смотрите также

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26