Биржа СПбМТСБ

Обзор за 21–25 марта 2022 г.

Неделю можно коротко охарактеризовать коррекционной. После бурного,18-20%, всплеска бензиновых индексов на предшествующей неделе, нынешняя качнула индексы вниз. Биржевой бензин марки Аи95 подешевел за неделю на 3,2%, до 48900(-1640) р/т, Аи92 – на 3,1%, до 44340(-1400) р/т. Рынок в настоящие дни подвержен воздействию трех фундаментальных факторов. С одной стороны, на цены давит непомерно выросшая банковская ставка кредитования трейдерского бизнеса, подскочившая 28 февраля с 12-15% до 26-30%. В этом же ряду и пока еще не проснувшийся потребительский спрос на АЗС. С другой стороны, избыток предложений. Нефтяные компании вывели заводы на полную мощность для наполнения рынка, что называется «под завязку», в преддверии весеннего цикла плановых ремонтов. И, наконец, возникшие проблемы с танкерным флотом, ограничили в некоторой степени экспортный поток нефти. Освободившийся ресурс пошел на НПЗ, увеличив их загрузку.

Нефтяные компании в свою очередь пытаются остановить обвал биржевых цен за счет сокращения продаж. Так, среднесуточный объем реализации бензина урезан в среднем на 30% относительно предыдущей недели, в том числе марки Аи92 – на 36%, марки Аи95 – на 21%. Наиболее радикально, в разы, сократили продажи марки Аи92: Салават НХК – в два раза, до 2,6 тыс. т/сут, ТАИФ – в три раза, до 0,9 тыс. т/сут, Сургут – в два раза, до 1,5 тыс. т/сут, Уфимская группа – в два с половиной раза, до 0,78 тыс. т/сут.

Нет пока полной ясности относительно планов загрузки заводов в апреле. Из уже опубликованных на сайте СПбМТСБ есть понимание только по Московскому НПЗ, где Газпром нефть планирует сокращение биржевого плана по бензину на 20%, в том числе на Ярославском НПЗ –на 30%, но при этом Омский НПЗ нарастит реализацию на 22%, до максимальных для него значений 45,960 тыс. т. Прогноз на дальнейшее поведение рынка в нынешних обстоятельствах крайне проблематичен, учитывая неопределенность внешней конъюнктуры. Центробанк РФ как регулятор финансового рынка всегда играл заметную роль в формировании цен внутреннего рынка через курсовую стоимость рубля, но с тех пор, как он обрушил курс доллара до 100 руб и взвинтил ключевую ставку до 20%, превратился в основного игрока. Такое необычное состояние сохраняется до сих пор и неизвестно как долго оно может продлиться. Высокие мировые цены нефти, перешагнувшие психологическую отметку $100/барр, ограничения по экспорту сырья и нефтепродуктов, драконовские ставки в финансовом секторе, все эти факторы непредсказуемы, а потому будем ориентироваться на самый надежный — сезонность спроса. Этот фактор никогда не подводил даже в самые проблемные времена. Ожидаем активизацию спроса с мая по июль, а в наступающем апреле рынок продолжит искать равновесия по критерию спрос-предложение, к которому он на наш взгляд уже подошел.

Мелкооптовые цены бензина незначительно отклонились от своих минимальных, с 2019 года уровней, обеспечивая необыкновенно высокую маржинальность. На АЗС Москвы её показатель достиг 30% на бензине и 20% на дизтопливе.

В дизельном сегменте завершается процесс переключения рынка на летние сорта топлива, их доля в биржевом обороте достигла 72%, а уже с первого апреля она приблизится к 82-85%, поскольку почти все НПЗ перейдут на выпуск исключительно летнего топлива. Зимние классы продолжат выпускать такие НПЗ, как ТАНЕКО, ТАИФ, КИНЕФ, Ачинск, Омск, Ухта, Салават для северного завоза. На апрель ТАНЕКО уже запланировала для биржи: ДТЛ – 15,12 тыс. т, ДТМ – 25,2 тыс. т, ДТZ – 10.08 тыс. т. Сургутский ЗСК полностью перейдет на выпуск только арктического класса (минус 44).

Ценовые индексы, подверженные общему движению вниз. За неделю они просели: DTL – на 2,6%, до 50880(-1360) р/т, DTM – на 3,2%. До 49000(-1610) р/т, DTZ – на 0,9%, до 50780(-480) р/т и сгруппировались с незначительным разбросом около 51000 р/т.

Вероятно, на этом уровне, или близком к нему, обоснуется индекс летнего топлива до конца марта и в наступающем апреле, если же, повторюсь, пока не изменятся внешние показатели рынка нефти и, главное, кредитные ставки внутри России, а как только Центробанк отпустит ключевую ставку, тут же не заставит ждать и реакция биржевого рынка моторного топлива.

Высокая, как никогда ранее маржа, сложившаяся в нынешние дни, дает возможность владельцам независимых АЗС ослабить цены на собственных сетях. ВИНКи тоже подключились к этому процессу. Роснефть на московской сети, хоть и незначительно, но провела коррекцию на снижение бензина и дизеля.

Росстат на дату 18 марта регистрирует снижение в среднем по стране на 4-7 коп в зависимости от вида топлива. Сам процесс отката розничных цен начался две недели назад. За эти две недели средняя цена по РФ цена бензина скорректировалась на 7-8коп, дизтоплива – на 14 коп.  Трудно назвать эту динамику существенным достижением, но на фоне удорожания продуктовой корзины, такое поведение нельзя не заметить.

За средними по стране цифрами кроется мозаичная картина по территориям. Из 85 субъектов федерации лишь в 60 регистрируется снижение прайса на бензин, еще в 20 цены застыли на уровне начала марта, а в четырех – Твери, Томске, Майкопе, Сахалине литр Аи92 и вовсе подорожал на 6, 12, 32, 54 коп.

Движение цен по федеральным округам представлены в таблицах.

Смотрите также

Cокращение добычи нефти во втором квартале 2024 г.

Правительство России направило нефтяным компаниям директиву сократить добычу нефти во втором квартале, чтобы обеспечить достижение целевого показателя добычи в 9 миллионов баррелей в сутки к

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26