Обзор за 14–18 марта 2022 г.
Бензиновые индексы продемонстрировали на отчетной неделе мощный отскок вверх. Такое поведение было со дня на день ожидаемым, ведь накануне бензин марки Аи92 с показателем цены 37380 р/т и Аи95 с показателем 40730 р/т обновили двухлетний минимум. Вследствие этого между оптовыми и розничными ценами образовался недопустимый разрыв. Розница превысила опт в полтора раза, при том что среднегодовой показатель между ними составляет 12%.
Все понимали, такое неестественное состояние рынка не может продолжаться бесконечно долго. Наконец прорвалось. Всю неделю трейдеры запасались подешевевшим до безобразия бензином и лишь только к пятнице наступило некоторое отрезвление. Всего к концу недели биржевой индекс PRM подскочил на 21%, до 50540(+8650) р/т, индекс REG – на 18%, до 45740(+7010) р/т.
Но и эти уровни не достигают тех, что сложились до известных событий с кредитными ставками в банковском секторе. Нынешние уровни индексов отстают от докризисных в среднем на 7-10% (4-6 тыс. р/т), что, собственно и следует расценивать как потенциал предстоящих изменений индексов.
Не последнюю роль в активизации трейдерского спроса стала новость о том, что запланированное на март голосование в Госдуме по проекту обновленного демпфера откладывается и, вероятно, до следующего года. В Минфине подсчитали, что дополнительные субсидии нефтяным компаниям, которые возникнут перед бюджетом по обновлённому демпферу не укладываются в прежние планы ведомства. Возникли более насущные траты бюджета при одновременном снижении его наполнения.
Вместе с тем, демпфер, даже при текущих параметрах, довольно существенно снижает доходность экспорта. Разрыв между нетбэк и внутренней ценой демпфер сокращает, как это представлено на диаграмме, с 80 до 30 тыс. р/т. Величина, конечно же тоже немалая Она дает экспортерам 60-процентная премиальность относительно внутреннего рынка. Вместе с тем, сильно изменившиеся политические обстоятельства не располагают к активизации экспорта. Этот фактор будет удерживать товар на внутреннем рынке, да и спрос на него из-за тех же изменений на внешнем контуре должен превысить прежние годы.
Что касается экспорта товарного бензина, то несмотря на рекордную в марте премиальность, объем экспорта не сократился, его величина с 1 по 17 марта сотавила величину 15,9 тыс. тонн по среднесуточному показателю против 15,7 тыс. т за такой же срок в феврале.
Почти все отечественные СМИ с преждевременным оптимизмом, полагаю, отрапортовали о том, что отечественные АЗС снизили цены на заправках.. Действительно, согласно сводке Росстат от 14 марта литр бензина в среднем по РФ подешевел на 4 коп, Аи95 — 51,57 р/л, Аи92 – до 47,56р/л, дизтопливо — на 7 коп, до 54,97 р/л. Заслуга в этом принадлежит сетям независимым АЗС. Это они, вынужденные держать цену «выше рынка» из-за крайне низкой, а порой и удушающей отрицательной маржинальности, перешедшей к ним из прошлого года. Но как только в марте понизились мелкооптовые цены, они тут же скорректировали и розницу. ВИНКи в этом движении участия не принимали. Так, драйвером снижения розницы на московском рынке, согласно мониторингу МТА от 14 марта, стала компания «Транс-АЗС», понизившая цену Аи92 на своей сети до 47,70(-0,63) р/л. Кстати, маржинальность московских к настоящему времени несколько завышенную против обыкновения величину порядка 33-35%(12-15 р/л) на бензине и 20% (9 р/л) на дизтопливе.
В сегменте дизтоплива также наблюдается восстановление цен при одновременном переходе рынка от зимних сортов топлива к летним. Так, если в начале марта доля летних сортов в дневном биржевом обороте составляла 15-25%, то к пятнице она повысилась до 75%, а с первого апреля заводы в большинстве своем и вовсе прекратят выпуск зимнего и межсезонного топлива.
Биржевой спрос держится на высоком уровне, да и ВИНКИ не скупятся, нарастили не только биржевые обороты, но и, согласно сводке ЦДУ ТЭК, внутренние поставки дизеля до 140 тыс.т/сут, что есть рекорд за все время наблюдения за рынком. В прошлые годы для наполнения рынка в марте было достаточно 100-110 тыс. т/сут.
В сегмент летнего дизеля перекочевали практически все 26 заводских базисов отгрузки и все они демонстрируют довольно острую повышательную динамику. Индекс DTL к концу недели подскочил на 14%, до 52240(+6330) р/т и пр6евышает индекс зимнего DTZ (51260р/т) и межсезонного DTM (50610 р/т).
Текущая оптовая цена летних сортов ниже докризисного, февральского уровня, примерно на 8% (минус4300 р/т) и этот показатель можно рассматривать в качестве потенциала её будущего роста, если ключевая ставка ЦБ РФ вернется к 10% уровню или же, что нельзя исключать, адекватно подрастет розница.