Биржа СПбМТСБ

Обзор за 9–11 марта 2022 г.

Пока в стране продолжались трехдневные праздничные дни, в Вашингтоне и Брюсселе готовили и вылили в адрес России очередной ушат санкций, уже серьезных, в том числе заблокирован доступ России к её международным резервам, отключили от долларовой зоны. На этом фоне российские коммерческие банки ужесточили кредитную политику, теперь уже к собственным клиентам. Так, ставка по овердрафту, чем пользуются большинство биржевых трейдеров, возросла до 26-30%, а в ряде случаев этот банковский инструмент вообще отменен до лучших времен. Естественно, участники биржевых сделок с моторным топливом потребовали от производителей адекватного снижения оптовых цен. В первые два дня короткой недели биржевой бензин подешевел в среднем на 12-14%, до абсолютных значений 38-40 тыс. р/т, чего не наблюдалось с 2020 года. Впервые столь бурный обвал стоимости бензина привел ряд трейдеров к практике отказа от сделки предыдущего дня с выплатой 5-процентной неустойки в пользу товара, подешевевшего в ходе торгов на 8-10%.

Однако, после того как глава ФАС заявил 9 марта на правительственном часе: «есть предпосылки для снижения розничных цен», биржевые трейдеры остановили давление на продавцов. Оптовые цены зафиксировались на полпути в бездну, а по ряду НПЗ и вовсе перешли к интенсивному росту. Представленные выше таблицы наглядно демонстрируют эти процессы.

Всего же, биржевой бензин Аи92 по индексу REG подешевел с начала марта на 23%, до 38720 (-10650) р/т, бензин Аи95 – на 20%, до 41890(-10650) р/т. Полагаю, вполне адекватная (лаже несколько избыточная) уступка оптовому рынку бензина со стороны нефтяных компаний, хотя сами производители считают такой гэп избыточным, а потому, согласно последней сводке ЦДУ ТЭК от 8 марта, сократили на 8% объем производства бензина и на 5% сократили объем выгрузки на внутренний рынок. А это явный сигнал к тому, что производители не будут далее насыщать рынок сверх меры, а попытаются найти сбалансированный в их понимании режим обеспечения внутреннего потреблени6я.

Здесь же следует проинформировать читателей: экспорт моторного бензина за первые 10 дней марта по данным ЖД-экспедиторов не сократился и составил, как и в феврале величину около 15 тыс.т по среднесуточному показателю. По сравнению с мартом 2021 года и вовсе вырос в полтора раза. Здесь же следует напомнить, что демпфер в нынешних реалиях гасит премиальность экспортного направления с 80 (без демпфера) до 28 тыс. р/т (с демпфером). И даже обновленный демпфер не выведет доходность внутреннего рынка с экспортом в ноль, а лишь сократит премиальность экспорта до 12-15 тыс. р/т.

Интенсивный спад цен регистрирует биржа и на мелкооптовом рынке. Бензин Аи92 дешевел на 12 из 17 регулярно торгуемых нефтебазах. Наиболее глубокая просадка отмечена на Хабаровской нефтебазе – минус 18%, на оренбургской н/б УН ООО ОСК –минус 12%, Стрежевском НПЗ – минус 11%. Оператор Московского НПЗ 11 марта уронил на Володарской ЛПДС цены мелкооптовых партий до уровней апреля 2017 года: бензина марки Аи92 – до 47400 р/т, Аи95 – до 49100 р/т.

Между тем розничные цены бензина ни в Москве, ни в целом по стране пока не претерпели заметных изменений, точнее – и не выросли, и не снизились.  В Москве розничные цены закрепились по мониторингу МТА от 9 марта на уровнях: Аи95 – 53,05 р/л, Аи92 – 47,88 р/л, ДТ – 54,32 р/л.   Средние по России по мониторингу Росстат задержались на уровнях: Аи95 – 51,61 р/л, Аи92 – 47,60 р/л, ДТ – 55,04 р/л. Изменения конечно же регистрируются по отдельным регионам. Так, например, самый востребованный бензин Аи92 подешевел за неделю в 21 субъекте РФ, в том числе в Иркутске и Кировске на 60-62 копейки, а в то же время подорожал в 18 субъектах, в том числе в Адыгее и Брянске на 21 коп. Здесь как в том знаменитом стакане, то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Каждый волен трактовать в меру свих предпочтений.

Дизельное топливо подорожало в 45 субъектах РФ, в том числе в Кемерово на 48 коп, в Новгороде – на 33 коп, а подешевел дизель в 23 субъектах, наиболее энергично в Иркутске, на 1,18 р/л и Кировске — на 85 коп.

Оптовый рынок дизельного топлива реагировал на банковский кризис также, как и бензин. Индекс DTL понизился за отчетные три торговых дня на 7,1%, до 45900(-3500) р/т, откатившись к показателям января 2021 года.  Индекс DTZ понизился на 6,4%, до 51000 (-3480) р/т, DTM – до 47030 (3200) р/т. Вместе с тем, идет процесс весенней перестройки рынка. Сокращается производство и реализация зимних классов топлива, нарастают продажи летних сортов. Так, Уфимская группа прекратила реализацию зимнего дизеля. Последнее предложение в биржевом стакане ДТ класса 2 по цене 55725 р/т, выставленное 9 марта не нашло покупателя. На более низкий по цене спрос компания не прогнулась. С тех пор Уфа зимнее топливо на биржу не выводила. Прекратили также реализацию зимнего топлива Самарская группа, ЯНОС, НОРСИ, Ачинск, Волгоград, Пермь, Рязань, Москва.

В сегменте межсезонного топлива из списка продавцов выпал Московский НПЗ, компанию не удовлетворил спрос, опустившийся с 51000 до 48500 р/т, а также Орский НПЗ.

Летний дизель, после некоторого замешательства, восстановил реализацию, но опять-таки с понижением цены. К окончанию недели объем сделок с летними сортами подскочил в два с половиной раза, с 14 до 36 тыс. т, главным образом из-за подключения свежих сил. ТАИФ, Волгоград, Пермь, реализовали суммарно 7,15 тыс. т. При этом кратно из-за отложенного спроса в предыдущие два дня нарастили продажи трубного дизеля ЛПДС Салават, Черкасы, ТАНЕКО.

Смотрите также

Cокращение добычи нефти во втором квартале 2024 г.

Правительство России направило нефтяным компаниям директиву сократить добычу нефти во втором квартале, чтобы обеспечить достижение целевого показателя добычи в 9 миллионов баррелей в сутки к

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26