Биржа СПбМТСБ

Обзор за 9–11 марта 2022 г.

Пока в стране продолжались трехдневные праздничные дни, в Вашингтоне и Брюсселе готовили и вылили в адрес России очередной ушат санкций, уже серьезных, в том числе заблокирован доступ России к её международным резервам, отключили от долларовой зоны. На этом фоне российские коммерческие банки ужесточили кредитную политику, теперь уже к собственным клиентам. Так, ставка по овердрафту, чем пользуются большинство биржевых трейдеров, возросла до 26-30%, а в ряде случаев этот банковский инструмент вообще отменен до лучших времен. Естественно, участники биржевых сделок с моторным топливом потребовали от производителей адекватного снижения оптовых цен. В первые два дня короткой недели биржевой бензин подешевел в среднем на 12-14%, до абсолютных значений 38-40 тыс. р/т, чего не наблюдалось с 2020 года. Впервые столь бурный обвал стоимости бензина привел ряд трейдеров к практике отказа от сделки предыдущего дня с выплатой 5-процентной неустойки в пользу товара, подешевевшего в ходе торгов на 8-10%.

Однако, после того как глава ФАС заявил 9 марта на правительственном часе: «есть предпосылки для снижения розничных цен», биржевые трейдеры остановили давление на продавцов. Оптовые цены зафиксировались на полпути в бездну, а по ряду НПЗ и вовсе перешли к интенсивному росту. Представленные выше таблицы наглядно демонстрируют эти процессы.

Всего же, биржевой бензин Аи92 по индексу REG подешевел с начала марта на 23%, до 38720 (-10650) р/т, бензин Аи95 – на 20%, до 41890(-10650) р/т. Полагаю, вполне адекватная (лаже несколько избыточная) уступка оптовому рынку бензина со стороны нефтяных компаний, хотя сами производители считают такой гэп избыточным, а потому, согласно последней сводке ЦДУ ТЭК от 8 марта, сократили на 8% объем производства бензина и на 5% сократили объем выгрузки на внутренний рынок. А это явный сигнал к тому, что производители не будут далее насыщать рынок сверх меры, а попытаются найти сбалансированный в их понимании режим обеспечения внутреннего потреблени6я.

Здесь же следует проинформировать читателей: экспорт моторного бензина за первые 10 дней марта по данным ЖД-экспедиторов не сократился и составил, как и в феврале величину около 15 тыс.т по среднесуточному показателю. По сравнению с мартом 2021 года и вовсе вырос в полтора раза. Здесь же следует напомнить, что демпфер в нынешних реалиях гасит премиальность экспортного направления с 80 (без демпфера) до 28 тыс. р/т (с демпфером). И даже обновленный демпфер не выведет доходность внутреннего рынка с экспортом в ноль, а лишь сократит премиальность экспорта до 12-15 тыс. р/т.

Интенсивный спад цен регистрирует биржа и на мелкооптовом рынке. Бензин Аи92 дешевел на 12 из 17 регулярно торгуемых нефтебазах. Наиболее глубокая просадка отмечена на Хабаровской нефтебазе – минус 18%, на оренбургской н/б УН ООО ОСК –минус 12%, Стрежевском НПЗ – минус 11%. Оператор Московского НПЗ 11 марта уронил на Володарской ЛПДС цены мелкооптовых партий до уровней апреля 2017 года: бензина марки Аи92 – до 47400 р/т, Аи95 – до 49100 р/т.

Между тем розничные цены бензина ни в Москве, ни в целом по стране пока не претерпели заметных изменений, точнее – и не выросли, и не снизились.  В Москве розничные цены закрепились по мониторингу МТА от 9 марта на уровнях: Аи95 – 53,05 р/л, Аи92 – 47,88 р/л, ДТ – 54,32 р/л.   Средние по России по мониторингу Росстат задержались на уровнях: Аи95 – 51,61 р/л, Аи92 – 47,60 р/л, ДТ – 55,04 р/л. Изменения конечно же регистрируются по отдельным регионам. Так, например, самый востребованный бензин Аи92 подешевел за неделю в 21 субъекте РФ, в том числе в Иркутске и Кировске на 60-62 копейки, а в то же время подорожал в 18 субъектах, в том числе в Адыгее и Брянске на 21 коп. Здесь как в том знаменитом стакане, то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Каждый волен трактовать в меру свих предпочтений.

Дизельное топливо подорожало в 45 субъектах РФ, в том числе в Кемерово на 48 коп, в Новгороде – на 33 коп, а подешевел дизель в 23 субъектах, наиболее энергично в Иркутске, на 1,18 р/л и Кировске — на 85 коп.

Оптовый рынок дизельного топлива реагировал на банковский кризис также, как и бензин. Индекс DTL понизился за отчетные три торговых дня на 7,1%, до 45900(-3500) р/т, откатившись к показателям января 2021 года.  Индекс DTZ понизился на 6,4%, до 51000 (-3480) р/т, DTM – до 47030 (3200) р/т. Вместе с тем, идет процесс весенней перестройки рынка. Сокращается производство и реализация зимних классов топлива, нарастают продажи летних сортов. Так, Уфимская группа прекратила реализацию зимнего дизеля. Последнее предложение в биржевом стакане ДТ класса 2 по цене 55725 р/т, выставленное 9 марта не нашло покупателя. На более низкий по цене спрос компания не прогнулась. С тех пор Уфа зимнее топливо на биржу не выводила. Прекратили также реализацию зимнего топлива Самарская группа, ЯНОС, НОРСИ, Ачинск, Волгоград, Пермь, Рязань, Москва.

В сегменте межсезонного топлива из списка продавцов выпал Московский НПЗ, компанию не удовлетворил спрос, опустившийся с 51000 до 48500 р/т, а также Орский НПЗ.

Летний дизель, после некоторого замешательства, восстановил реализацию, но опять-таки с понижением цены. К окончанию недели объем сделок с летними сортами подскочил в два с половиной раза, с 14 до 36 тыс. т, главным образом из-за подключения свежих сил. ТАИФ, Волгоград, Пермь, реализовали суммарно 7,15 тыс. т. При этом кратно из-за отложенного спроса в предыдущие два дня нарастили продажи трубного дизеля ЛПДС Салават, Черкасы, ТАНЕКО.

Смотрите также

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26