Биржа СПбМТСБ

Обзор за 28 февраля–5 марта 2022 г.

Случилось то, что должно было случиться, что ожидалось, то и сбылось. 28 февраля Банк России повысил ключевую ставку с 9,5 до 20%. Это был ответ на обвал курса рубля вследствие начавшейся 24 февраля войсковой операции на Украине и последующими за ней санкциями, в том числе против банковского сектора РФ. Нет необходимости подробно излагать здесь последовательность событий, но секция нефтепродуктов СПбМТСБ в тот же день испытала шок. Вдвое обрушился спрос. Биржевые трейдеры прекратили закупки, потребовав адекватного снижения оптовых цен, без которого их бизнес терял смысл. Дело в том, что трейдерский бизнес на нефтепродуктах в силу своей специфики основан и держится исключительно на кредитном финансировании. Особенность заключается в том, что рентабельность его невысока, обычно 1,5-2,0% и держится этот бизнес исключительно на высоком обороте. Обеспечить его могут только банки, да и то не каждый. И если банк повышает кредитную ставку на 10%, то трейдер потребует снижения цены как минимум на те же 10%. Собственно, так и произошло.

В первый же день бензиновые индексы обвалились на 4,2-4,3%, во второй – еще на 5-6%, в третий – еще на 3-4%. В итоге индекс PRM к концу недели понизился на 15,1%, до 46620 (-8300) р/т, индекс REG – на 16,6%, до 43600(-8670) р/т, что совпадает с показателями ноября 2020 года. В то же время разброс интенсивности спада по НПЗ довольно широкий, от 2 до 18%. Наиболее глубокий спад, от 10 до 18%, зарегистрирован на Ангарске, Ачинске, Комсомольске, а также Самаре, Уфе, Рязани.

Обороты, рухнувшие в первый день почти вдвое, к концу недели последовательно восстанавливались и к концу недели подтянулись до уровней порядка 30 тыс. т/сут, что соответствует привычному докризисному обороту. Лидерами по приросту биржевого оборота стали Самарская группа, нарастившая продажи с почти вдвое, с 1,4 до 2,7 тыс. т/сут, Уфимская группа – в четыре раза, с 360 до 1500 т/сут, Московский, Ярославский НПЗ – втрое.

О прогнозах на дальнейшее поведение рынка говорить пока рано. Многое будет зависеть от внешней политической атмосферы вокруг России. Еще не определились российские власти со списком контрсанкций в ответ на рестрикции уже наложенные западными странами, да и еще не весь ушат санкций вылили они. Главное, будет ли введены ограничения на поставки нефтегазовой продукции из России, а они эти дни пока еще обсуждаются в США и Европе. Если же санкционный раж успокоится на уже объявленных ограничениях, то нынешнее состояние оптового рынка бензина можно условно принять как новую реальность, в которой он будет пребывать, возможно, до осени. Со слов вице-премьера Ю. Борисова кризисный период в России может продлится 4-5 месяцев.

Экспорт автобензина многие месяцы сохраняется на уже устоявшемся уровне поставок от 60 до 70 тыс. т/сут. Санкции на него пока никак не отразились. За февраль 2022 года выгружено в третьи страны 504 тыс. т против 359 тыс. тонн годом ранее. Доля экспорта от общего объема производства колеблется от месяца к месяцу в пределах от 10%, в пору плановых ремонтов НПЗ, до 20%, в остальные месяцы. Список импортеров устоялся. В феврале в нем 14 стран и это максимум за предыдущие два года.  Из них на долю дальнего зарубежья приходится около 60% экспорта, остальные 40% — на республики бывшего СССР.

Дрогнули вниз и цены на нефтебазах. Бензовозные партии Аи92 подешевели: КИНЕФ (автоналив) – минус 13%, Комсомольский НПЗ (автоналив) – 10%, Елховский НПЗ – минус7%, Сургут – минус 6%.

Бензин Аи95 подешевел на Володарской НПЗ за неделю на 8,5%, до 54100(-5000) р/, Аи92 – на 8,9%, до 51400(-5000) р/т и почти догнал общероссийский показатель

На этом фоне маржинальность московских АЗС приподнялась с 15-20% до 25-30% на бензине и до 15% на дизельном топливе.

Розничные цены пока не успели отреагировать на глубинные изменения в оптовом звене в виду быстротечности биржевых изменений. По сводке Росстат от 25 февраля средний по РФ литр Аи92 подешевел на 1 коп, до 47,60 р/л, цена Аи95 осталась без изменений – 51,63 р/л, дизтопливо – подорожало на 14 коп, до 55,04 р/л.

В дизельном сегменте, как и в бензиновом, протекали аналогичные процессы. Оптовые цены зимних классов просели за неделю на 13%, до 54780(-6250) р/т, межсезонное топливо подешевело на 13%, до 52530(-7560) р/т, летнее топливо – на 13%, до 49340(-7620) р/т. Вероятно, уровни 50-55 тыс. р/т будут той новой реальностью, в которой оказались оптовые цены дизтоплива.

На этом фоне космическим стартом выглядит траектория экспортных паритетов. По состоянию на 4 марта нетбэк DTL взлетел на высоту 157900 р/т. Горючим для такой ракеты стали подорожавшая нефть до $130/барр и ослабевший рубль, до 110руб/долл.

Окончательно утеряна когда-то неразрывная связь нефть – доллар – бензин. Демпфер обнулил эту связь. Расчеты по пока еще не скорректированному демпферу показывают, что субсидия производителям по дизелю и бензину достигает в первые дни марта величины порядка 50-53 тыс. р/т. И, тем не менее, образовавшийся в марте разрыв порядка 70-80 тыс. р/т между экспортным паритетом и внутренней ценой, демпфер гасит не полностью. Доходность экспортеров на внешних рынках остается высокой, на 25-30 тыс. р/т выше внутренних поставок и даже обновленный демпфер сократит премиальность экспорта примерно вдвое, но не погасит её полностью. Комитет Госдумы 3 марта дал положительное заключение по проекту корректировки демпфера и приложит, сообщает ТАСС, все усилия для завершений необходимых процедур в марте.

Смотрите также

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26