Обзор за 23–25 февраля 2022 г.
Эпохальные события прошедшей недели, связанные с признанием независимости республик Донбасса и Луганска и последующие за ними санкции западных стран в отношении России, раскачали и без того неспокойную ситуацию на сырьевых рынках. Цена барреля на лондонской ICE подскочила до $99, чего не наблюдалось с 2014 года, природного газа – до $134,3/MW или в более привычном для нас измерении – до $1450/тыс. куб м. Санкции, как утверждают аналитики, чрезвычайно жестокие, но их негатив частично сглаживается сверхдоходами бюджета из-за подорожавшего российского экспортного товара, нефть и газ наполовину наполняет российскую казну.
Для внутреннего ценообразования, привязанного к нефти, подорожавшая нефть, а вместе с ней и подешевевший рубль, загнали экспортные паритеты на еще вчера, казалось бы, недостижимые высоты. Нетбэк на бензин Аи92 подскочил до 99 тыс. р/т, Аи95 – до 102 тыс. р/т.
При этом внутренний рынок на внешний шторм не отреагировал. В первые два дня недели топливо умеренно дорожало на большинстве НПЗ, что скорее следует расценивать как незначительную коррекцию на 270-560 р/т вверх после просадки неделей ранее на 540-580 р/т вниз. Таким образом биржевые индексы бензина сохраняют горизонтальную траекторию с незначительными отклонениями по высоте.
Не озадачили участников торгов и планы нефтяных компаний по реализации топлива в наступающем марте. План по валу будет незначительно повышен, на 1,0-3,0% по бензину и дизелю. Но из-за увеличения количества рабочих дней с 19 в феврале до 22 в марте, среднесуточная реализация понизится на 13-11%, что и отображает представленная ниже таблица.
Из общего ряда выпадают лишь Ангарская НКХ, где намечено сокращение реализации относительно февраля на 50%, Волгоградский НПЗ – на 20%. Почти до конца месяца будет оставаться на ремонте Саратовский НПЗ.
В целом, рынок бензина достаточно надежно сбалансирован, крупные ремонты пока не тревожат трейдеров, однако их не избежать, да к тому же весеннее пробуждение спроса в конечном звене могут нарушить нынешний баланс. Статистика марта 2021 года сообщает о росте мартовских индексов бензина на 4-5% относительно февральских при биржевых объемах реализации сопоставимых с февралем.
В апрель заглядывать пока рано, ждем завершения формальностей по утверждению поправок параметров демпфера в марте.
В дизельном сегменте, как и в бензиновом, вспышка нетбэк до 90 тыс р/т ничего хорошего внутреннему рынку не обещает. Есть надежда и даже уверенность, что паника на нефтяном рынке не будет иметь продолжения. Мировая экономика не способна выдержать 100-долларовый баррель на длительном периоде. Вполне вероятен отскок к уровням 70-80 долларов, да и рубль стараниями Центробанка вернется к 70 рублевому эквиваленту.
Насыщение биржевой площадки дизельным топливом в нынешнем феврале превышает аналогичный показатель февраля 2021 года на 37%, достигнув 44 тыс. т/сут против 32 тыс. т годом ранее.
На прошедшей неделе наблюдается довольно интенсивное продвижение вверх индексов летних (межсезонных) сортов топлива и несколько ослабленную картину спада зимних индексов. Индекс DTL подскочил за неделю на 1,8%, до 57010(+1030) р/т, индекс DTM – на 1,2%, до 57780(+660) р/т, индекс DTZ просел на 1,8%, до 60720 (-1110) р/т. Подобная встречная динамика будет иметь продолжение. Статистика прошлых лет показывает, дешевеющее зимнее топливо к концу марта сливается с дорожающими ценовыми индексами летних и межсезонных сортов. В этой связи интерполяция динамики на март показывает, что встреча всех трех индексов может оказаться до конца марта на уровнях 59-60 тыс. р/т. Подтолкнет вверх биржевые цены и возросшая до 6000 р/т премиальность экспорта дизеля над внутренним рынком.