Биржа СПбМТСБ

Обзор за 14–18 февраля 2022 г.

Прошедшая неделя не отметилась какими-либо впечатляющими событиями. Биржевые индексы бензина вот уже второй месяц как удерживаются на горизонтальной траектории при незначительных отклонениях в ту или иную сторону. Всего с начала года средняя цена бензина марки Аи92 установилась на среднем уровне 51840 р/т, против 51820 р/т за такой же период предыдущего 2021 года. Случай небывалый. А вот марка Аи95 подорожала на 3,5%, до 54620 р/т против 52780 р/т в 2021 году, что, вероятно, отражает процесс обновления легкового автопарка страны.

На прошедшей неделе регистрируется незначительный спад оптовых цен марки Аи95 – до 54210 (-580) р/т, Аи92 – до 51910(-540) р/т.

В разрезе НПЗ нет единого тренда. Преобладают базисы с понижательной динамикой вплоть до 4% и лишь четыре НПЗ из двадцати показали умеренный, на 0,9-1,6% прирост цены за неделю.

По объему реализации бензина складывается следующая картина: среднесуточный показатель в первичном звене вырос с начала года на 15% (+4,4 тыс. т/сут), до 33,3 тыс. т/сут против 28,9 т/сут годом ранее за такой же срок. В том числе реализация Аи92 поднялась на 17%, Аи95 – на 11%. Такая неожиданная динамика противоречит заявлениям о угасающем сегменте независимой розницы. Вероятно, сами нефтяные компании все чаще в своей практике обращаются к инструментам биржевой торговли

Рынок бензина по-прежнему испытывает избыток предложений товара над реальным спросом в конечном звене. Даже прекращение поставок на биржу топлива с Саратовского НПЗ из-за начавшегося на неделе планового ремонта и полное прекращение предложений Аи92 с Киришского НПЗ (по неизвестным причинам) вызвали лишь кратковременное замешательство в трейдерской среде, но не изменили тренда.

Бензин, не нашедший спроса в нынешние дни, нефтяные компании отправляют на хранение. По данным ЦДУ ТЭК уровень запасов по состоянию на 15 февраля достиг 1,902 млн. т, а это максимум за предыдущие три года. Исполнился наконец ежегодный призыв регуляторов рынка создать накануне весенних ремонтов НПЗ запас не менее 1,9-2,0 млн.т. Ровно год назад, а именно на дату 16 февраля 2021 г, объем остатка на нефтебазах почти на полмиллиона был ниже, чем нынешний, всего 1,409 млн. т. При этом объем производства, 119 тыс. т/сут, вышел на уровни максимумов года, а отгрузки на внутренний рынок, 96 тыс. т/сут, сопоставимы с прошлогодними.

Потенциал роста оптовых цен безусловно существует, он заложен формулой демпфера, однако сложившийся высокий уровень насыщения рынка бензином и его запасы дают основание полагать, что горизонтальная траектория бензиновых индексов продлится, а февраль, март и даже апрель не принесут огорчений покупателям. Лишь в мае-июне, как и год назад, мы увидим приближение оптовых цен бензина ближе к ограничительным уровням уровням. Индикативная цена Аи92 по ФЗ от прошлого года с первого января уже повышена на 5,5% относительно 2021 года, до 55200 р/т, а по только что поступившему в Думу проекту федерального закона № 71073-8, изменения в демпфере коснутся лишь двух параметров:

компенсационный коэффициент в формуле демпфера бензина и дизеля будет повышен до 0,83 (вместо 0,68 для бензина и 0,65 для дизеля) и, второе – обнуление демпфера по дизелю наступит, если внутренняя цена превысит индикативную (52250 р/т) на 15% вместо 20% по ранее принятому закону. Срок введения ФЗ пока неясен, в пояснительной записке лишь предполагается что успеют провести проект через Думу и СФ в марте, а с апреля закон примет силу.

В нынешние дни премиальность внутреннего рынка относительно скорректированного демпфером нетбэк отрицательна. Экспортное направление для производителей в среднем на 11 тыс. р/т привлекательней, чем внутреннее. Собственно, в этом и состоит потенциал роста внутренних цен, но в силу разных причин экспорт бензина практически отсутствует. Почти весь бензин поступает на внутренний рынок.

В сегменте дизельного топлива ситуация, можно сказать, стабильная на протяжении февраля. Однако на прошедшей неделе выявляется отрицательная динамика, охватившая практически все заводы. К естественному в преддверии весны спаду интереса к зимним классам неожиданно присоединились и летние сорта. Столь неожиданное поведение рынка дает широкое поле для фантазий вызвавших его причин.

Статистика поведения цен в первом полугодии, к которой мы привыкли обращаться в подобных случаях, не дает однозначного ответа на вопрос о том, как поведут себя оптовые цены летнего дизеля в дальнейшем. Так, в 2020 доковидном году регистрировался спад на 10%, а на следующий год – рост на те же 10%. Такое поведение внутренних цен на дизтопливо объясняется динамикой нефтяного рынка. Так, с января по май 2020 года нефть подешевела $70/барр до $30/барр, что и отозвалось спадом дизельного индикатора, а уже в 2021 году – обратный процесс, удорожание барреля с $50 до $80.

В нынешние дни баррель подобрался уже к $95 и, вероятно, параметры демпфера на этих уровнях нефти уже не защищают внутренний рынок от внешнего воздействия. Иначе как объяснить подскок внутренних цен от февраля 2021 года к февралю 2022 года на 24%.

Грядущие изменения в параметрах демпфера способны будут несколько приглушить взлетевшие так высоко внутренние цены. Прикинем, какой же эффект следует ожидать от коррекции демпфера?

Во-первых, коррекция параметров демпфера понизит потолок обнуления субсидий с нынешнего уровня 62700 (из расчета 52250+20%) до 60088 р/т (из расчета 52250+15%),

Во-вторых, расчетное значение экспортной паритетной цены (нетбэк) будет снижено примерно. на 5400 р/т, от нынешнего уровня 60150 р/т до расчетного 54750 р/т за счет повышения компенсационного коэффициента с 0,65 до 0,83.

Таким образом, потенциал спада оптовых цен летнего дизеля к апрелю может составить до 3000 р/т относительно текущих уровней.

Смотрите также

Cокращение добычи нефти во втором квартале 2024 г.

Правительство России направило нефтяным компаниям директиву сократить добычу нефти во втором квартале, чтобы обеспечить достижение целевого показателя добычи в 9 миллионов баррелей в сутки к

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26