Обзор за 14–18 февраля 2022 г.
Прошедшая неделя не отметилась какими-либо впечатляющими событиями. Биржевые индексы бензина вот уже второй месяц как удерживаются на горизонтальной траектории при незначительных отклонениях в ту или иную сторону. Всего с начала года средняя цена бензина марки Аи92 установилась на среднем уровне 51840 р/т, против 51820 р/т за такой же период предыдущего 2021 года. Случай небывалый. А вот марка Аи95 подорожала на 3,5%, до 54620 р/т против 52780 р/т в 2021 году, что, вероятно, отражает процесс обновления легкового автопарка страны.
На прошедшей неделе регистрируется незначительный спад оптовых цен марки Аи95 – до 54210 (-580) р/т, Аи92 – до 51910(-540) р/т.
В разрезе НПЗ нет единого тренда. Преобладают базисы с понижательной динамикой вплоть до 4% и лишь четыре НПЗ из двадцати показали умеренный, на 0,9-1,6% прирост цены за неделю.
По объему реализации бензина складывается следующая картина: среднесуточный показатель в первичном звене вырос с начала года на 15% (+4,4 тыс. т/сут), до 33,3 тыс. т/сут против 28,9 т/сут годом ранее за такой же срок. В том числе реализация Аи92 поднялась на 17%, Аи95 – на 11%. Такая неожиданная динамика противоречит заявлениям о угасающем сегменте независимой розницы. Вероятно, сами нефтяные компании все чаще в своей практике обращаются к инструментам биржевой торговли
Рынок бензина по-прежнему испытывает избыток предложений товара над реальным спросом в конечном звене. Даже прекращение поставок на биржу топлива с Саратовского НПЗ из-за начавшегося на неделе планового ремонта и полное прекращение предложений Аи92 с Киришского НПЗ (по неизвестным причинам) вызвали лишь кратковременное замешательство в трейдерской среде, но не изменили тренда.
Бензин, не нашедший спроса в нынешние дни, нефтяные компании отправляют на хранение. По данным ЦДУ ТЭК уровень запасов по состоянию на 15 февраля достиг 1,902 млн. т, а это максимум за предыдущие три года. Исполнился наконец ежегодный призыв регуляторов рынка создать накануне весенних ремонтов НПЗ запас не менее 1,9-2,0 млн.т. Ровно год назад, а именно на дату 16 февраля 2021 г, объем остатка на нефтебазах почти на полмиллиона был ниже, чем нынешний, всего 1,409 млн. т. При этом объем производства, 119 тыс. т/сут, вышел на уровни максимумов года, а отгрузки на внутренний рынок, 96 тыс. т/сут, сопоставимы с прошлогодними.
Потенциал роста оптовых цен безусловно существует, он заложен формулой демпфера, однако сложившийся высокий уровень насыщения рынка бензином и его запасы дают основание полагать, что горизонтальная траектория бензиновых индексов продлится, а февраль, март и даже апрель не принесут огорчений покупателям. Лишь в мае-июне, как и год назад, мы увидим приближение оптовых цен бензина ближе к ограничительным уровням уровням. Индикативная цена Аи92 по ФЗ от прошлого года с первого января уже повышена на 5,5% относительно 2021 года, до 55200 р/т, а по только что поступившему в Думу проекту федерального закона № 71073-8, изменения в демпфере коснутся лишь двух параметров:
компенсационный коэффициент в формуле демпфера бензина и дизеля будет повышен до 0,83 (вместо 0,68 для бензина и 0,65 для дизеля) и, второе – обнуление демпфера по дизелю наступит, если внутренняя цена превысит индикативную (52250 р/т) на 15% вместо 20% по ранее принятому закону. Срок введения ФЗ пока неясен, в пояснительной записке лишь предполагается что успеют провести проект через Думу и СФ в марте, а с апреля закон примет силу.
В нынешние дни премиальность внутреннего рынка относительно скорректированного демпфером нетбэк отрицательна. Экспортное направление для производителей в среднем на 11 тыс. р/т привлекательней, чем внутреннее. Собственно, в этом и состоит потенциал роста внутренних цен, но в силу разных причин экспорт бензина практически отсутствует. Почти весь бензин поступает на внутренний рынок.
В сегменте дизельного топлива ситуация, можно сказать, стабильная на протяжении февраля. Однако на прошедшей неделе выявляется отрицательная динамика, охватившая практически все заводы. К естественному в преддверии весны спаду интереса к зимним классам неожиданно присоединились и летние сорта. Столь неожиданное поведение рынка дает широкое поле для фантазий вызвавших его причин.
Статистика поведения цен в первом полугодии, к которой мы привыкли обращаться в подобных случаях, не дает однозначного ответа на вопрос о том, как поведут себя оптовые цены летнего дизеля в дальнейшем. Так, в 2020 доковидном году регистрировался спад на 10%, а на следующий год – рост на те же 10%. Такое поведение внутренних цен на дизтопливо объясняется динамикой нефтяного рынка. Так, с января по май 2020 года нефть подешевела $70/барр до $30/барр, что и отозвалось спадом дизельного индикатора, а уже в 2021 году – обратный процесс, удорожание барреля с $50 до $80.
В нынешние дни баррель подобрался уже к $95 и, вероятно, параметры демпфера на этих уровнях нефти уже не защищают внутренний рынок от внешнего воздействия. Иначе как объяснить подскок внутренних цен от февраля 2021 года к февралю 2022 года на 24%.
Грядущие изменения в параметрах демпфера способны будут несколько приглушить взлетевшие так высоко внутренние цены. Прикинем, какой же эффект следует ожидать от коррекции демпфера?
Во-первых, коррекция параметров демпфера понизит потолок обнуления субсидий с нынешнего уровня 62700 (из расчета 52250+20%) до 60088 р/т (из расчета 52250+15%),
Во-вторых, расчетное значение экспортной паритетной цены (нетбэк) будет снижено примерно. на 5400 р/т, от нынешнего уровня 60150 р/т до расчетного 54750 р/т за счет повышения компенсационного коэффициента с 0,65 до 0,83.
Таким образом, потенциал спада оптовых цен летнего дизеля к апрелю может составить до 3000 р/т относительно текущих уровней.