Основные виды топлива на СПбМТСБ продолжают дорожать на фоне растущего к весне спроса и перебоев в работе ряда крупных НПЗ на фоне аварий. Котировки бензина Аи-95 и летнего дизеля, сезон активного потребления которых скоро начнется, достигли максимума с начала года. Участники рынка ожидают дальнейшего подорожания нефтепродуктов с учетом предстоящей волны плановых ремонтов на перерабатывающих предприятиях.
Биржевые цены на все нефтепродукты, кроме мазута, в европейской части России 20 февраля продолжили свой рост. Так, бензин марки Аи-95 подорожал на 1,46% за сутки и на 31% с 9 января, достигнув пика стоимости с начала года в 55,5 тыс. руб. за тонну. Аналогичная ситуация складывается с летним дизельным топливом, цена которого 20 февраля выросла на 1,24%, до 57 тыс. руб. за тонну (на 12,8% с начала года). Зимнее дизтопливо, несмотря на скорое завершение его сезона, также дорожает последние пять дней (накануне — на 0,84%), но с начала года его стоимость упала почти на 9%. В свою очередь, бензин марки Аи-92, цена которого также росла, пока далек от максимума этого года, зафиксированного 31 января на уровне 50,8 тыс. руб. за тонну.
Цены на топливо на бирже активно росли в январе, но тогда регуляторам удалось это купировать. Минэнерго настоятельно рекомендовало нефтекомпаниям сократить экспорт бензина, а ФАС стала наказывать трейдеров за использование роботов в биржевых торгах. После этого в начале февраля цены на бирже скорректировались, но теперь отыграли это снижение.
Рост стоимости нефтепродуктов на бирже отражает опасения участников сектора относительно возможного дефицита топлива на фоне нештатной остановки некоторых НПЗ и предстоящих ремонтов. Как поясняет управляющий директор «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко, ключевые заводы снизили объемы продаж на СПбМТСБ, в то время как спрос, напротив, активизируется к весне. «Помимо этого, участники рынка увидели график ремонтов, первые начнутся уже в марте, и наращивают закупки, так как ждут повышения цен»,— отметил он. Согласно плану, пик ремонтов придется на апрель. Работы будут проводиться на шести заводах, включая Омский, Антипинский, Марийский и Волгоградский НПЗ.
Оптовые цены на бензин в России традиционно начинают расти весной, поскольку сезонное повышение спроса накладывается на ремонтную кампанию на НПЗ.
В этом году ситуация осложняется аварией на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, который производит около 200 тыс. тонн бензина в месяц. Министр энергетики Николай Шульгинов 20 февраля подтвердил ожидания участников рынка, сообщив, что ремонт установки займет несколько месяцев. Это означает, что она не сможет выпускать бензин до лета, сократив возможное предложение на рынке.
Кроме того, в январе—феврале заводы в Волгограде (ЛУКОЙЛ), Туапсе («Роснефть») и Усть-Луге (НОВАТЭК), а также Ильский НПЗ в Краснодарском крае были повреждены в результате атак беспилотников. Однако атаки, видимо, существенно не скажутся на снабжении топливом, поскольку эти заводы, кроме Волгоградского НПЗ ЛУКОЙЛа, почти не поставляют товар на внутренний рынок. Николай Шульгинов сообщил, что Туапсинский НПЗ, работа которого была остановлена в конце января из-за пожара после атаки беспилотников, будет запущен не раньше июня.
По данным Reuters, «Роснефть» в январе сократила нефтепереработку на 10% год к году, приблизительно до 170 тыс. тонн в сутки, ЛУКОЙЛ — почти на 8%, до 115 тыс. тонн в сутки. В целом с начала года производство бензина Аи-95 снизилось на 1,8%. Но, подчеркнул Николай Шульгинов, компании сократили экспорт топлива на 32%, что стабилизировало рынок.
Пока что рост оптовых цен на бирже не сказывается на динамике цен на АЗС. По данным Росстата, с начала года по 12 февраля средние розничные цены на бензин выросли на 0,6%, а на дизтопливо не изменились, притом что накопленная потребительская инфляция составила 1,18%.