Биржа СПбМТСБ

Обзор за 5 – 9 сентября 2022 г.

Мало что предвещало тот значительный провал биржевых цен бензина на только что завершившейся неделе и, тем не менее, это произошло. Средняя цена сделок с бензином Аи95 по индексу PRM просела за неделю на 8,3%, до 47650 (-4290) р/т, с бензином Аи92 – на 5,0%, до 43360(-2300) р/т. Динамика спада охватила все заводские базисы. При этом наиболее крупные просадки зарегистрированы на Московском, Ярославском, Саратовском, Нижегородском заводах, на Самарской группе.

Причиной столь мощного разворота мог быть сигнал от АЗС о спаде продаж бензина в рознице более, чем прогнозировалось ранее. На этом фоне трейдеры резко снизили спрос, что и вынудило продавцов снижать оптовые цены. И не только оптовые. Глубокую коррекцию провели нефтяные компании и на мелкооптовом рынке. Так, оператор Московского НПЗ «Газпром нефть» на Володарской нефтебазе 9 сентября резко понизил цены бензовозных партий Аи95 до 53600(-2100) р/т, Аи92 – до 49200(-1200) р/т. И это уже третья коррекция на понижение за неполные 9 дней сентября.

Тревожным для трейдеров оказался также пущенный Коммерсантом слух о том, что согласно информации от неких неназванных источников издательства, Минэнерго и Минфин РФ якобы «активно обсуждают импорт бензина и дизтоплива из Белоруссии» с целью «поддержки белорусской нефтепереработки и доходов бюджета страны в условиях санкций». Однако благородная цель на этом союзническом пути наталкивается на проблему демпфера, стоящего камнем на пути столь дружественного шага. Дело в том, что российские нефтяные компании дотируются бюджетом за сдерживание внутренних оптовых цен от высоких экспортных паритетов. Белорусское топливо по нетбэку без демпфера в России никто покупать не будет из-за слишком высокой цены. По итогам августа бензиновый демпфер разницу между нетбэк и внутренней ценой сократил с 27 до 11 тыс. р/т, а демпфер по дизельному топливу соответственно с 21 до 3 тыс. р/т.  Есть большие сомнения\ в том, что Минфин согласует субсидирование белорусских производителей топлива из российского бюджета. Здесь нужно напомнить, что совсем недавно ведомство в срочном порядке продавило в правительстве обновленную формулу демпфера, которая через скидку на российскую нефть сократит субсидии самим российским производителям. А по предварительным оценкам Мария Арье из «Петромаркета», объем помощи белорусским НПЗ может потребовать около «5,5 млрд руб. по бензинам и 58 млрд руб. по дизтопливу» в годовом исчислении.

Новость о белорусских поставках топлива в Россию вводит и потребителей и производителей в сумятицу. Главное, будет ли получено политическое решение (без него не обойтись) и, что еще более важно, — как отреагируют на это российские нефтяные компании. Готовы ли они будут опускать биржевые цены все ниже и ниже или, наконец, примут решение радикально сократить производство нефти?

Пока же объемы выгрузки бензина на внутренний рынок довольно высоки. По данным ЖД экспедиторов около 80 тыс. т/сут в августе против 76 тыс. т/сут в августе предыдущего года. Выше оказались и объемы экспорта товарного бензина, примерно на 16% против августа 2021 года.

Бензиновая динамика перекинулась и на дизельный сегмент, но в более мягкой форме. Средняя за неделю цена биржевых сделок с летними сортами просела всего лишь на 0,5%, до 56790(-260) р/т. Частично этому способствовало сокращение предложений со стороны производителей в среднем на 7%, до 43,9 тыс. т/сут.  Динамика цен по НПЗ разнообразна, но с некоторым перевесом в сторону снижения.

Вероятно, подобная картина сохранится и в предстоящие дни.

К реализации межсезонных сортов с Ярославского НПЗ подключилась ПАО «Газпром нефть». Стартовые цены на уровне 62100-62700 р/т оказались завышенными. Рынок к концу недели скорректировал их до 59-60 тыс. р/т. Зимние классы устойчиво дорожали, особенно резко, плюс 4,0%, на Сургутском ЗСК.

Динамика розничных цен в этом году более чем удовлетворительная. Средняя по РФ цена бензина Аи92 подорожала в годовом исчислении на 2,7% (+1,25 р/л), бензина Аи95 – на 3,0% (+1,51 р/л). Лишь дизель выбился в лидеры – 8,1%(+4,12 р/л). А если учесть, что на АЗС пока еще не поступили зимние классы с оптовыми ценами под 70 тыс. р/т, то, вероятно, не избежать в этом сегменте двухзначных показателей.

Смотрите также

Биржа СПбМТСБ

Обзор за 19– 23 сентября 2022 г. Продолжающийся обвал оптовых цен бензина, регистрируемый на завершившейся только что неделе есть, что наиболее вероятно, следствие расширяющегося дисбаланса

Биржа СПбМТСБ

Обзор за 12– 16 сентября 2022 г. Сложившаяся годами и ставшая привычной картина поведения оптового рынка бензина, сломалась. Вот уже вторую неделю подряд биржевые цены

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26