Биржа СПбМТСБ

Обзор за 22 — 26 августа 2022 г.

Пик сезона пролетел как одно мгновенье. Август замыкает летний цикл отпусков, а вместе с ним и сезон высокого спроса на бензин в конечном звене его сбыта. Биржевые трейдеры уже с понедельника начали сворачивать знамена, а к концу недели нажим на производителей только усилился.

До этого дня цены сделок с бензином проседали относительно мягко, а в пятницу и вовсе рухнули вниз на 1,2-1,7%. Всего же за неделю индекс PRM просел на 3,4% до 52130(-1840) р/т, индекс REG —  на 1,2%, до 46150(-570) р/т. Тенденция угасания спроса охватила практически все заводы. Наиболее интенсивный спад, до 3,2-4,5% зарегистрирован на Самаре, Саратове, Волгограде.

Обращает на себя внимание и тот факт, что дифференциал между ценами бензина марки Аи95 и Аи92 расширился в июле-августе до неприемлемых величин порядка 12% или 5800 р/т это при том, что в первой половине года составлял величину около 7,0% (3400 р/т). Этот же показатель за весь 2021 год укладывался в 4,0%.

Можно предположить, что рынок приступил к исправлению сложившегося перекоса в этом аспекте. Предположительно процесс продолжится на следующей неделе. Фактор избыточности производства над реальным спросом никуда не делся и будет продолжать давление на оптовые цены бензина еще долгое время.

Вместе с тем, нефтяники планируют в сентябре сократить загрузку заводов сырьем настолько, что биржевые ресурсы по бензину будут урезаны в сентябре на 10%, дизтоплива – на 8%, по мазуту – сокращение незначительное и только по авиакеросину планируется рост на 8% и СУГам –на 20%.

Практически все заводы в той или иной степени сократят выпуск ключевой номенклатуры. На общем фоне заметное сокращение переработки планируют провести: ТАИФ НК, где выпуск бензина будет урезан на 80%, ДТ – на 85%; Салават НХК уронит биржевые ресурсы по бензину на 60%, по ДТ – на 36%; Омский НПЗ сократит реализацию бензина на 20%, ДТ – на 16%. В этом же ряду Рязанский НПЗ (минус 19-22%), Омский НПЗ (минус 16-19%). Ключевые для рынка Самарская и Уфимская группы НПЗ также планируют сокращение, но надо отметить, незначительное, бензина всего на 6-8%.

Из всей когорты НПЗ, представленных в таблице, выведут на биржу дополнительные объемы лишь — Сургутский ЗСК нарастит продажи вдвое и Астраханский ГПЗ, который уже в августе приступил к реализации бензина порядка 660 т/сут и такой же ресурс запланирован и на сентябрь.

В дизельном сегменте ценовая картина, несмотря на незначительную просадку, остается приближенной к горизонтальной траектории. Средняя за неделю цена биржевых сделок с летним дизелем составила величину 57200 р/т против 57500 неделей ранее, понизившись на 0,5%. При этом среднесуточные объемы реализации выросли на 8%, с 47,0 до 50,7 тыс. т/сут. Собственно, свободный доступ к ресурсу и удерживает цены сделок на постоянном уровне.

К реализации межсезонных сортов ДТ в ТАНЕКО в сентябре подключится ПАО «Газпром нефть» из ресурсов переработки на Ярославском НПЗ из расчета 560 т/сут. В этом сегменте, судя по сделкам прошедшей неделе на ТАНЕКО регистрируется 3%-й рост против летних сортов. Что касается зимних классов, то здесь цены сделок на шести уже торгуемых базисах с динамикой недельного роста 1,0-3,6% стартует от 65 тыс. р/т и выше.

Завершился процесс восстановления баланса на рынке. Бензин, наконец, выбрался из ценовой ямы и застыл в равновесной позе. Нефтяные компании на фоне избытка нефти для внутренней переработки лишились рычага подогреть цены за счет сокращения биржевых продаж, а покупатели, как показал на предшествующей неделе чуть ли не скоординированный коллективный отказ от сделок по предлагаемым продавцами ценам, осознали свою значимость в биржевом процессе. Как видим, трейдеры — это те «колесики и винтики» биржевого механизма, которые не только исполняют передаточные функции, но и могут управлять самим механизмом.

Движение цен отличалось на прошедшей неделе широким разнообразием векторов, как по заводам, так и колебаниям по дням недели. На 11 из 21 заводов регистрируется снижение цены сделок с бензином Аи92 в среднем на 1,5% (-740 р/т). Наиболее существенный спад, от 2,5 до 3,7% показали сибирские базисы – Сургутский ЗСК (-1089 р/т), Ачинский НПЗ (-1521 р/т), Антипинский НПЗ (-1755) р/т. На другой половине базисов, а это в основном заводы, расположенные в европейской части РФ, регистрируется незначительное, в среднем на 0,6%, удорожание (+260 р/т) сделок. Отрицательная тенденция преобладала над повышательной. Индекс REG в итоге понизился за неделю на 1,1,0%, до 46720 (-510) р/т.

В сегменте бензина Аи95 преобладала повышательный по НПЗ тренд. Лишь только на Омском и Рязанском НПЗ регистрируется заметное, на 1,0-2,4% снижение цены сделок, а на остальных 10 базисах – удорожание составило в среднем 1,8% (+970 р/т). В итоге индекс PRM приподнялся за неделю на 0,3%, до 53970(+180) р/т.

Следует отметить также, что объемы реализации Аи95 на текущей неделе сохранились на уровне предшествующей, около 11,50 тыс. т/сут, а вот бензина Аи92 продавцы предлагали на 15% больше – 19,8 тыс. т/сут против 17,2 тыс. т/сут неделей ранее.

Прогноз довольно оптимистичен: горизонтальная ценовая траектория на текущих уровнях будет иметь продолжение довольно длительное время, включая и сентябрь. Есть только один аргумент в сторону роста. Он связан с коррекцией, начиная с сентября, формулы демпфера бензина по показателю скидки на российскую нефть марки Юралс. В июле её значение составило в среднем $30/баррель. Субсидия по демпферу будет снижена примерно на 10 тыс. р/т, как следует из предварительных расчетов. Некоторые участники рынка полагают, что нефтяные компании постараются это снижение восполнить ростом внутренних цен. Но удастся ли такой трюк, если нефть по-прежнему будет избыточна на внутреннем рынке. В таких условиях, да к тому же наступившим сезонным спадом спроса на бензин в розничном звене, нефтяникам следует задуматься как бы удержать оптовые цены бензина от падения на уже достигнутых уровнях.

Неожиданно для многих участников биржи вызывала, опубликованная 16 августа в «Ъ» статья под названием «Демпфер подтекает». В статье впервые выносится на обсуждение тема законности экспорта из РФ нефтепродуктов, а это бензин и дизельное топливо, на которые распространяются льготное со стороны государства субсидирование. Следует заметить, что демпфер как механизм, предназначенный исключительно для защиты внутреннего рынка от излишнего экспорта, протечек не дает. Проблемы экспорта, субсидированного для внутреннего рынка товара, нужно искать в коридорах энергетической таможни, а не на бирже СПбМТСБ. Все её участники прекрасно осведомлены, что товар, приобретенный на бирже не может переадресован или перегружен во внешний контур. Такими делишками на свой страх и риск занимаются иные люди, юридически не связанные обязательствами реализации товара исключительно на территории России. По сути субсидию они кладут в собственный карман, приобретая товар по внутренним искусственно заниженным ценам, а реализуют его по высоким экспортным паритетам. Так, среднее за июнь субсидия бензина по демпферу составила величину порядка 34 тыс. р/т, по дизельному топливу – 30 тыс. р/т. Объемы экспорта — недетские, «по оценке Reuters, — в июне объем бензина, вывезенного независимыми компаниями с нефтебаз РФ, превысил 104 тыс. тонн» на сумму по демпферу около 3,5 млрд. руб.

Вероятно, следственные органы возьмут в разработку эту тему, хотя она непростая. Например, известно, что правительство напрямую или косвенно через льготное кредитование субсидирует аграриев и при этом не ставит каких-либо условий экспортерам, кроме лимитов по объемам экспорта. Минфин не занял категоричной позиции, сообщив: «мы изучим вопрос, оценим экономику поставок на экспорт при приобретении топлива на внутреннем рынке с акцизом в июне—июле и определимся с необходимостью принятия мер».

В дизельном сегменте вторую неделю подряд наблюдается незначительная коррекция на понижение биржевых цен.

С начала августа индекс DTL понизился на 2,0%, до 57410(-1190) р/т. Рынок ощущает некоторый избыток предложений, что и нашло проявление в незначительной коррекции на понижение, хотя тренд не однозначен по заводам. Динамика, как следует из представленной таблицы разнообразна и по НПЗ и по датам. Вероятно, она сохранится и в будущем. Это касается, естественно только летних сортов, а вот по  межсезонным и зимним классам можно ожидать положительной динамики, хотя в сентябре её мало кто ощутит, а с октября по декабрь она по традиции проявит себя в полной красе.

Смотрите также

Биржа СПбМТСБ

Обзор за 19– 23 сентября 2022 г. Продолжающийся обвал оптовых цен бензина, регистрируемый на завершившейся только что неделе есть, что наиболее вероятно, следствие расширяющегося дисбаланса

Биржа СПбМТСБ

Обзор за 12– 16 сентября 2022 г. Сложившаяся годами и ставшая привычной картина поведения оптового рынка бензина, сломалась. Вот уже вторую неделю подряд биржевые цены

107031, г. Москва, Кисельный туп., д.3, стр.1

Тел: +7 (495) 258-75-25
Факс: +7 (495) 258-75-26